Заявка on-line

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Сообщение

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЦАРСКОЙ СЕМЬЕ

Царская Семья очень любила театр и театральные балетные и оперные спектакли, Император и Императрица часто бывали в Мариинском театре, присутствовали на балете «Лебединое озеро» Чайковского П.И.


Принцесса Алиса Гессенская


Императрица Александра Федоровна, как и все девочки ее круга, в молодые годы получила добротное музыкальное образование. Ее учитель музыки, директор Дармштадской оперы, высоко оценивал музыкальные дарования юной принцессы. Главным инструментом Императрицы было, конечно, фортепиано. Известно, что в Германии она узнала и полюбила Вагнера.

Концертный рояль «Карл Шрёдер» (C.M.Schroder), Россия, Санкт-Петербург, длина 277 см. Николай II подарил этот рояль своей супруге Императрице Александре Федоровне в 1898 году. Вся поверхность рояля покрыта живописью со сценами из мифа об Орфее, с участием около 100 персонажей. Автор — художник Эрнест Липпгарт, главный хранитель картин Эрмитажа. Корпус покрыт лепниной из золочёной бронзы.Николай и Александра часто играли на этом рояле в четыре руки. Рояль прекрасно пережил три революции, две мировые войны и, как прежде, находится в Зимнем Дворце.


«Шрёдер» № 17003

Николай и Александра

Став императрицей, Александра Федоровна не оставила занятий музыкой. Более того, после 1905 г. пригласила в Александровский дворец профессиональных педагогов. Она играла дуэты с пианистом
профессором Кюндингером, который приходил к ней каждую неделю на несколько часов. Брала уроки пения у профессора Консерватории Ирецкой. Видимо, эти занятия были связаны с желанием императрицы петь дуэты со своими подросшими дочерьми.


Периодически Император Николай II приходил на половину жены послушать, как она и Вырубова в четыре руки играли любимые им пятую и шестую симфонии Чайковского.

Те, кто слышал игру Императрицы, утверждали, что «Ее Величество была великолепной пианисткой и играла с удивительным подъемом». Что касалось пения, то у Александры Федоровны, по словам Вырубовой, было «чудесное контральто».

  
Естественно, бывали и домашние концерты. С императрицей пели дуэтом баронесса Штакельберг, сестры Танеевы, графиня Фредерикс, а также «госпожа X и госпожа Z – две известные оперные певицы». Однако вскоре эти домашние концерты были прекращены из-за проблем с сердцем, которые возникли у Александры Федоровны примерно в 1908 г.

Подрастающих дочерей в большой семье Николая II музыке учили фрейлины и мать. Уровень их музыкальной одаренности был разным. Так, по мнению очевидцев, старшая дочь великая княжна Ольга Николаевна была не только самой умной из всех сестер, но и самой музыкальной, «она могла на память сыграть любое услышанное ею музыкальное произведение», кроме этого «она очень недурно пела меццо-сопрано».

Примечательно, что наряду с «академическими» музыкальными занятиями в семье Николая II существовали и вполне «народные» музыкальные пристрастия. Императрица Александра Федоровна любила простую трехструнную русскую балалайку. С игрой казаков-балалаечников собственного конвоя она познакомилась еще в первый год жизни в России. А после рождения второй дочери среди игрушек детей появились игрушечные балалайки из магазина Дойникова, что был на Казанской улице. В конце 1897 г. в этом магазине были куплены еще две такие игрушки. Однако играть на балалайке в царской семье стали после того, как цесаревичу Алексею пошел третий год.

Видимо, в выборе музыкального инструмента для цесаревича сошлось несколько причин. Это было и стремление «сделать» из мальчика истинно русского монарха, и интерес императрицы к этому
инструменту. Судя по воспоминаниям, «Алексей обладал превосходным музыкальным слухом и великолепно играл на балалайке».

Конечно, у цесаревича были учителя. Среди них называют генерал-майора Свиты Его Величества Ресина. Однако у генерала было не так много времени, поскольку он командовал Сводным полком,
который охранял императорскую резиденцию в Царском Селе. Поэтому Ресин рекомендовал Императрице в качестве учителя игры на балалайке для цесаревича надворного советника Александра Николаевича Зарубина. Сын генерал-лейтенанта, выпускник императорского лицея, причисленный к 1-му Департаменту Сената, он как любитель играл в народном оркестре Андреева. С 15 марта по 4 мая 1916 г. он дал цесаревичу 12 уроков игры на балалайке.