Заявка on-line

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Сообщение

Библиотеки в России

*

Библиотека в особняке барона А.Л. Штиглица. Премацци, Луиджи. Серия из 17-ти акварелей 1869-1872 гг. ''Интерьеры особняка барона А.Л. Штиглица''Бумага, акварель, белила. 35.4x45.8 см  Собр. Эрмитажа Библиотека Николая II  в Зимнем дворце

В России интерес к книжному собирательству возникает уже в XIV веке. Богатые книжные собрания имели великие князья — Иван I Калита, Василий III, царь Иван IV Грозный (его библиотека исчезла в конце XVI — начале XVII вв. и до настоящего времени не обнаружена) и др. Тогда же частные собрания появились и в среде ближайшего царского круга. Первые частные собрания книг принадлежали Андрею Курбскому и Ионикию Строганову. В 16-17 вв. сформировались частные собрания В.В. Голицына, А.С. Матвеева и др. В семнадцатом веке появляются частные книжные коллекции у лиц духовного звания. Богатые библиотеки были собраны Симеоном Полоцким, Ефимом Чудновским, протопопом Аввакумом, княгиней Е. Урусовой, Сильвестром Медведевым.

Новый импульс книгособирательство получает с воцарением на престоле Петра I. В 1721-1722 годах Петр I отправляет за границу первого назначенного им библиотекаря И. Д. Шумахера, и одним из многочисленных пунктов в полученной им инструкции было: «Старатися полную библиотеку Вашему Императорскому Величеству промыслить».

В первой половине восемнадцатого века выделяются три направления книгособирательства: старообрядческое, купеческое и дворянское. Активно занимаются книгособиранием и библиофилы-иностранцы, находившиеся на государевой службе: Я. Брюс, А. Виниус, Р. Арескин, А. Остерман, барон Корф. Известными книголюбами были Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Василий Татищев, А. Волынский, А. Хрущев, Голицыны, Шереметевы. Эти книжные собрания состояли преимущественно из книг на иностранных языках. Книжное собрание сподвижника Петра Великого — Якова Брюса — стало основой для научной библиотеки Петербургской Академии наук.

Вторая половина восемнадцатого века характеризуется расцветом дворянского «усадебного» библиофильства в соответствии с идеалами эпохи Просвещения. Дворянские библиотеки пополнялись как русскими, так и иностранными, прежде всего, французскими книгами. Огромными по своему составу и тематике были библиотеки Петра Третьего, Екатерины Второй. Личные библиотеки П. И. Шувалова, Ф. Толстого, А. И. Мусина-Пушкина, Бутурлиных носили универсальный, энциклопедический характер. В это же время появляется интерес к коллекционированию рукописей, предпринимаются первые попытки собрания русских рукописей и старопечатных книг. Самое значительное собрание старообрядческих книг было у купца И. Р. Романова.

Отечественная война 1812 года нанесла значительный урон книжным коллекциям Москвы, которая была главным книготорговым и библиофильским центром России. В московском пожаре погибли многие ценнейшие библиотеки, в том числе собрание графа А. И. Мусина-Пушкина с единственным экземпляром `Слова о полку Игореве`, библиотека иностранных книг графа Д. П. Бутурлина, в которой находилось до шести тысяч инкунабул.

В девятнадцатом веке в число библиофилов входят представители самых различных слоев населения. Среди известных русских библиофилов девятнадцатого века — А. С. Пушкин, Н. П. Румянцев, А. Д. Чертков, А. П. Бахрушин. Собрания библиофилов часто становятся основой для проведения серьезных научных исследований. Среди библиофилов появляются личности, которые не просто любят книгу, а хорошо разбираются в истории и научных принципах книгоописания. Такими библиофилами-библиографами являлись П. П. Пекарский, Е. И. Якушкин, Г. Н. Геннади, П. А. Ефремов, М. Н. Лонгинов, А. И. Соболевский. У букинистов-старообрядцев (А. И. Хлудова, К. Т. Солдатенкова, Егоровых) можно было приобрести древние рукописи. В это время начинают издаваться описания частных коллекций, каталоги антикварно-букинистических магазинов. Большой спрос на древние рукописи породил специальное изготовление подделок и фальсификатов (А. И. Бардин, А. И. Сулакадзев).

В начале двадцатого века возникают первые объединения библиофилов: «Общество любителей книжных знаков», «Русское библиографическое общество» (при участии Д. В. Ульяницкого, Б. С. Бондарского, Н. М. Лисовского). Тогда же в Петербурге издавались специализированные журналы «Антиквар» (1902-1903) и `Русский библиофил` (1911-1916).

Революция 1917 года катастрофическим образом отразилась на русском библиофильстве. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР о конфискации частных и усадебных библиотек прервал традиции русского книгособирательства. В результате конфискации частных собраний погибло около двухсот коллекций. В годы гражданской войны очень многие библиофилы, прежде всего из ранее привилегированных слоев, погибли или эмигрировали за границу. Часть книжных коллекций была вывезена за рубеж, что положило начало собиранию русских книг в странах Западной Европы и особенно в Америке. .

*

Библиотека Вольтера (РНБ СПб) Константин Андреевич Ухтомский, 1859 г., Акварель. Зал Фауста (РНБ СПб) Константин Андреевич Ухтомский, 1859 г., Акварель.

Количество книг в домашних собраниях определялись социальным положением владельца и его возможностями, и зачастую не уступали собраниям иных публичных библиотек. У первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича, в 1634 году было не более двух десятков книг, в том числе три печатные. К 1642 году их число удвоилось. Сменивший Михаила Федоровича на троне царь Алексей Михайлович имел уже, судя по документам, более 200 книг только на иностранных языках. В 17 веке псковский архиепископ Феофан Прокопич на свои скудные средства сумел собрать библиотеку из 3192 томов. Книжное собрание супруги русского императора Николая I Александры Федоровны состояло из более 9000 томов, а собрание книг императрицы Марии Федоровны в Павловске насчитывало более 20 тысяч томов. Императором Павлом были собраны несколько собраний в Михайловском, Зимнем и особенно значительная в Гатчинском (40 тысяч томов) дворцах.

Покупались книги зачастую целыми библиотеками. Так, например, Петр I выкупил библиотеки лейб-медика Р. К. Арескина, известного деятеля первой четверти XVIII столетия П. П. Шафирова и др. Екатерина II приобрела несколько библиотек у знаменитых французских просветителей-энциклопедистов: Вольтера (6800 томов), Д’Аламбера, Дидро (3 тысячи томов), известного географа Бюшинга, а также значительное количество книг (13 тысяч томов) у берлинских книгопродавцев Николаи и Циммермана, а в 1791 году огромную по тем временам для России библиотеку в 5 тысяч томов умершего годом ранее известного русского историка князя М. М. Щербатова.

Многие частные собрания впоследствии составили основу фондов публичных библиотек. Например, в фондах РГБ находятся более 200 личных книжных собраний известных деятелей отечественных науки, культуры, просвещения, крупных собирателей.

Среди самых важных следует назвать: богатейшую по подбору книг и крупнейшую по объему в дореволюционные годы, многоотраслевую библиотеку государственного канцлера России графа Н.П. Румянцева (более 28 тыс. томов); самое большое по количеству книг в настоящее время собрание библиографа и популяризатора книжных знаний Н.А. Рубакина (около 80 тыс. томов); скромную по объему (около 700 изданий), но бесценную по наличию многочисленных владельческих признаков библиотеку самобытного, знаменитого русского философа П.Я. Чаадаева; собрание государственного деятеля и ученого А.С. Норова, богатое изданиями, посвященными Ближнему Востоку (около 16 тыс. томов); библиотеку супруги императора Николая I, матери императора Александра II, императрицы А.Ф. Романовой (около 9 тыс. томов), замечательную своим изысканным оформлением и подбором книг воспитательного характера; собрания писателей: князя В.Ф. Одоевского и А.Ф. Вельтмана (примерно 4,5 тыс. и 1,5 тыс. томов) интересные книгами по философии, географии, художественной литературой; библиотеки историка М.П. Погодина, археолога и писателя М.А. Веневитинова и др.

*

Библиотека  Баратынского  Библиотека А. С. Пушкина в доме на Мойке

Для хранения книжных собраний выделялись отдельные помещения, подбиралась мебель, особенным образом обустраивался интерьер. Позднее появились специализированные здания, которые в ХХ веке выделились в отдельное архитектурное направление.

За долгую историю существования частных библиотек сложились определенные традиции оформления интерьеров, предназначенных под библиотеки и родственные им «кабинеты». Стилистически все они тесно связаны с архитектурными тенденциями своего времени, многие из них создавались лучшими архитекторами.

Большая дворцовая библиотека в Павловске, созданная по проекту архитектора Карла Росси в 1822-24 гг. по заказу императрицы Марии Федоровны. Вся обстановка библиотеки: книжные шкафы вдоль стен, витрины, столы — спроектирована архитектором как единый ансамбль интерьера. Мебель была изготовлена из волнистой березы в мастерских известного петербургского мебельщика В.Бобкова. Помимо собрания книг, насчитывающего более 20 тысяч томов, в библиотеке находились также собрание гравюр, чертежей, минералогическая коллекция, коллекция медалей и монет, коллекция вулканических лав и коллекция антиков.

Библиотека Воронцовского дворца в Крыму — исключительно гармоничное соответствие декора архитектурного пространства его функциональной принадлежности. Большой зал с уходящими под потолок стеллажами с книгами одновременно и торжественно репрезентативен и по-домашнему уютен одновременно.

Библиотека, принадлежавшая к личным покоям Николая II в Зимнем дворце, была создана в конце 19 в. архитектором А.Ф. Красовским. В убранстве библиотеки широко использованы мотивы английской готики. Кессонированный потолок, выполненный из орехового дерева, украшен четырехлопастными розетками. Главную роль в оформлении библиотеки играют книжные шкафы, расположенные вдоль стен и на хорах, куда ведет лестница. Необычный интерьер, с панно тисненой золоченой кожи, монументальным камином и высокими окнами в ажурных переплетах, вводит посетителя в романтическую атмосферу Средневековья. На столе помещен скульптурный портрет Николая II, созданный на Севрской фарфоровой мануфактуре (Л.А. Бернштам, 1897).

А вот как описывает библиотеку А. С. Пушкина один из его современников: «Вся стена была уставлена полками с книгами <…> Кабинет был просторный, светлый, чистый, но в нем ничего не было затейливого, замысловатого, роскошного, во всем безыскусственная простота, и ничего поражающего, кроме самого хозяина, поражавшего каждого, кому посчастливилось видеть его…»

Библиотека Ф.И.Тютчева — одна из самых уютных и приветливых комнат мурановского дома с камином и выходом на балкон. Интерьер библиотеки дополняют гравюры и литографии с историческими и жанровыми сценами. Имеются в библиотеке такие оригинальные предметы как телескоп XVIII века, шкаф-бюро того же времени со множеством ящичков и потайных замков и большие напольные часы с календарем. Они изготовлены мастером Августином Мартэном и принадлежали Ф.И.Тютчеву.

Библиотека в особняке Штирлица поражает роскошью отделки, главным элементом которой являются резные деревянные панели книжных шкафов и потолочные консоли, выполненные в орнаментальной стилистике «модерна». При этом, обилие дерева смягчает избыточную пластику декора, возвращая интерьеру ощущение тепла и уюта.

Готическая зала, или Кабинет Фауста в Российской национальной библиотеке СПб построен и мебелирован в средневековом стиле в 1857 г. по проекту архитекторов И.И.Горностаева и В.И.Собольщикова. «… Пестро расписанные крестообразные своды плафона опираются на массивный серединный столп, составленный из четырех соединенных в одно колонн. Две стрельчатыя оконицы с своими розетками и трилистниками из цветного стекла; громадные шкафы, которых далеко выдающиеся карнизы поддерживаются витыми колонками, возвышаются до самаго свода; тяжелый стол и кресла, пюпитр для письма, какой можно видеть еще на старинных ксилографах, на нем часы с кукушкою для боя и арабский зеленый глобус с астролябиею, а сверху на невидимой нити спокойно парящий вампир, скамья для чтения книг, обложенных цепями: все, до неуклюжих растопыренных петель и запоров на боковых дверцах и до чернильницы, напоминает монастырскую библиотеку пятнадцатаго «типографскаго» столетия.

Овальный зал русского книжного фонда в той же библиотеке Интерьер Библиотеки в исполнении архитектора Соколова, при благородной сдержанности, был очень нарядным. Особенно выделялся внутренним убранством Овальный зал, его второй этаж, украшенный колоннадой из десяти колонн ионического ордера, на которой находилась галерея. Зал перекрывался пологим куполом; центральная часть его предназначалась под живописный плафон. Колонны искусственного мрамора, пилоны и статуи античных богов размещались на фоне тяжелых красных портьер, паркетные полы были покрыты красными дорожками.

Конец ХХ века внес существенные изменения в концепцию библиотечного строительства. С начала 80-х гг. в разных странах наблюдается отказ от традиционного образа «библиотеки», унаследованного от предыдущего века. В соответствии с новейшими техническими достижениями понятие «библиотеки» постепенно преобразуется в новое качество и получают новое название — «медиотека».

*

Интерьер современного кабинета Интерьер современного кабинета

Новейшие технические изобретения постепенно становятся органической частью жизни современного человека. Аудио и видео системы отвоевывают пространства в домах «новых русских», где уже не редкость собственные домашние кинотеатры или студии с самым современным оборудованием для прослушивания музыки. Телевизор с плоским экраном в размер стены, бильярд и бассейн — стали почти обязательными атрибутами быта наших «новых русских», как знаки их финансовой состоятельности.

Однако в образе жизни наблюдается обратная тенденция — тяга к традиционным ценностям. В архитектуре снова в моде классика, в стиле жизни — возрождение традиций дворянских усадеб, в увлечениях — интерес к традиционным «барским забавам», вроде псовой охоты. «Тоска по аристократизму» заставляет наиболее состоятельных из них тратиться на антиквариат. Парком современных автомобилей уже никого не удивишь. Большие деньги визуализируются через традиционные символы достатка — уникальные произведения искусства: картины, коллекционный фарфор, авторские образцы оружия и т.д. Для большинства такие занятия не более, чем «понты» или пускание пыли в глаза, но уже нередки случаи серьезного «заболевания» вирусом коллекционирования.

Домашние библиотеки пока не вошли в число таких статусных символов новой элиты. Они присутствуют иногда как часть интерьера «кабинетов», в отделке которых преобладает тяжеловесный стиль «солидной роскоши». Чтобы проснулся вкус к собирательству книг, необходимо кроме денег иметь в наличие еще и определенный строй душевной организации. Для поколения первичного накопления капитала — общение с книгой непозволительная роскошь.