Заявка on-line

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Сообщение

100-летие Бородинского сражения в 1912 году

Адрес потомков участников Отечественной войны 1812 г.
Императору Николаю II по случаю юбилейных торжеств 28 августа 1912 г.
ГАРФ

Адрес потомков участников Отечественной войны 1812 г. Императору Николаю II по случаю юбилейных торжеств 28 августа 1912 г. ГАРФ

 

ВЫСОЧАЙШИЙ МАНИФЕСТ

Божьей милостью
Мы, Николай Второй,
Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский,
Великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая,
объявляем всем верным Нашим подданным:

Сто лет тому назад тяжкому испытанию подверглось Наше Отечество. Многочисленные иноземные армии, предводимые величайшим полководцем того времени, вторглись в пределы Империи Нашей и направили свое победное шествие к сердцу ее — Первопрестольной Москве. Неминуемая, казалось, опасность угрожала Государству Нашему от противника, не знавшего дотоле поражений. Но милосердие Божье и величие духа народа Нашего спасли Россию. По призыву Верховного Вождя своего, блаженной памяти Прадеда Нашего, Императора Александра Благословенного встал русский народ на защиту Родины и ее Святынь. Неисчислимые подвиги совершены были русскими войсками — сухопутными и морскими, — удивившими мир беззаветною храбростью своею и непоколебимою верностью долгу.
Высокие примеры безграничной преданности Престолу, самоотверженной любви к Родине, глубокой веры в милость Господню, непреклонной твердости духа показал народ Русский, во всех сословиях своих, отдавши на благо Отечества свое достояние и жизнь своих сынов.
И свершилось великое дело народное: исполнился обет Благословенного Царя — не полагать оружия, доколе не останется в Его Царстве ни единого неприятельского воина.
26-го августа 1812 года на полях Бородина, доблестные войска Наши после кровопролитнейшей битвы, покрывшей их неувядаемою славою, сломили силы неприятельского нашествия. Ослабленные встреченным отпором иноземные войска, хотя и вступили в Первопрестольную Москву, но должны были вскоре покинуть ее, уступая неведомой им дотоле твердыне народного сопротивления.
С памятной Бородинской битвы благословил Господь успехом русское оружие, и тяжелая война была окончена со славою и честью для Нашего Отечества.
Ныне, в сотую годовщину Бородинского боя, вспоминая великий подвиг народа Нашего, Мы призываем всех верных Наших подданных, вместе с Нами, возблагодарить Господа сил за милость, явленную Им Отечеству Нашему в годину испытаний, и вознести к Престолу Всевышнего горячую молитву: да пребудут во веки веков в памяти народной высокие примеры военной и гражданской доблести предков в Отечественную войну; да воодушевятся сими примерами все верные сыны России в доблестном служении родине, и да ниспошлет Нам Всемогущий святую помощь Свою в исполнении непоколебимого желания Нашего — в единении возлюбленным народом Нашим направлять судьбы Державы Нашей к славе, величию и преуспевания ее.
Дан на Бородинском поле в 26-й день августа, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот двенадцатое, Царствования же Нашего в восемнадцатое.
На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою написано:
«НИКОЛАЙ».

 

Молебен и Крестный ход на Красной площади в честь

100-летия Отечественной войны 1812г:

 

 

В 1912 году Императорская Россия  отмечала вековой юбилей знаменитого сражения. В масштабных торжествах принимал участие Император Николай Второй и вся Августейшая Семья.Главными героями стали несколько стариков — ветеранов войны с НаполеономУдивительно уже то, что живым свидетелям нашествия Наполеона на Россию и даже участникам Бородинского сражения удалось дожить не только до изобретения фотографии и кино, но и до столетнего юбилея битвы. По указу Царя их искали по всей стране и нашли 25 человек. Жителю тогдашней Тобольской губернии Павлу Толстогузову, бывшему рекруту армии Александра Первого тоже пришло приглашение приехать в августе 1912 года на торжества в Москву.»Ему шёл 118-й годок. Он сам ходил, без очков хорошо видел, хорошо слышал! Но, видимо, воспоминания о том, что ему пришлось пережить за эту войну, нахлынули и 31 июля 1912 года он скончался», — рассказывает сотрудник музея г. Ялуторовска Альбина Болотова.До столицы и Бородино добрались лишь пять страцев — им было от 108 до 123 лет. Увидев Николая Второго, они даже попытались привстать, но Император попросил их остаться на самых почётных местах. Вообще, именно благодаря визиту всей Монаршей Семьи сохранились эти уникальные кадры юблейных торжеств на Бородинском поле. Военный парад всех полков — участников битвы и Крестный ход во главе с чудотворной иконой, которую за 100 лет до этого точно так же пронесли по полю перед сражением.К столетию битвы художник Верещагин создаёт серию полотен, изображая Наполеона без ореола славы, а мрачным, замкнутым, и даже испуганным и подавленным. Но, самое грандиозное произведение к юбилею — Бородинская панорама, картина размером 15 на 115 метров! Её выставили в специальном павильоне на Чистых прудах и первыми зрителями стали члены Царской Семьи.
100 лет назад на Бородинском поле поставили 34 полковых памятника. А к этому, на окраине Москвы, тысячи людей приносили цветы.

Царевны были хорошо воспитаны, они держались, сдерживались, и в дневниках потом писали, что впечатление было сильное.

К 100-летию битвы на экраны вышел почти часовой художественный фильм, это была первая реконструкция Бородинского сражения, снятая на киноплёнку.

27 августа Императорская Семья и сопровождающие их лица «… приехали в Москву… масса народа на улицах, по другой стороне войска гарнизона… — порядок великолепный. Остановились у Иверской и прибыли в Кремль… Затем изготовился к выходу… Шествие прошло залами без остановок в Успенский Соб. и после молебствия в Чудов мон.»
Император Николай Второй  подробно описал свои впечатления в дневнике:»С утра пошли с дочерьми крестным ходом к Бородинскому памятнику. Затем объезжал войска. Парад был очень красив по разнообразию форм одежды. Затем сел на лошадь и объехал большую часть поля сражения. Впечатления от пережитого самые отрадные».
Прямо на поле именитых гостей ждал роскошный завтрак-фуршет на 2 тысячи персон. Подавали кулебяки с рыбой, различные виды мяса, поросят с хреном, салат оливье и сладости. На следующий день торжества продолжились уже в Москве. На Красной площади собрались почти 100 тысяч человек, а Императору вынесли из ризницы Успенского собора  обожжёные боевые знамёна, перед которыми Николай Второй  встал на колени.
На обороте фотографии – надпись: «Лица Свиты его Императорского Величества 29 августа 1912 года перед памятникам национальным героям на Красной площади. Участники и потомки полководцев Бородинского сражения».

Открытие панорамы «Бородино» стало частью масштабных торжеств, посвященных 100-летию Отечественной войны 1812 года. 25-26 августа (7-8 сентября по новому стилю) император Николай II, Августейшее семейство, высшие сановники государства и представители правительства присутствовали на Бородинском поле. Духовенством был отслужен молебен за упокой души воинов, живот свой на поле брани положивших, затем состоялся парад войск и открыты монументы, воздвигнутые различными войсковыми частями в память героев-предков. 27-30 августа (9-12 сентября по новому стилю) торжества в Высочайшем присутствии продолжились в Москве. Программа была насыщенна многочисленными и разнообразными событиями, но открытие панорамы стало среди них одним из самых значимых.

В этот день, 29 августа, Николай II с августейшими дочерьми посетил выставку Музея 1812 года в залах Императорского Исторического музея, а затем, около 6 часов вечера направился на Чистопрудный бульвар «для обозрения панорамы Бородинской битвы». Сопровождавший его в этой поездке губернатор Москвы генерал-майор свиты Его Величества В.Ф.Джунковский вспоминал: «У входа в панораму Государь был встречен председателем междуведомственной юбилейной комиссии В.Г.Глазовым, автором панорамы профессором Ф.А.Рубо и заслуженным профессором генерал-лейтенантом Б.М.Колюбакиным. Пройдя внутрь здания, Государь осматривал панораму. Объяснения давали Ф.А.Рубо и Б.М.Колюбакин. После подробного обозрения Государь отбыл в Кремль».

Вновь открытый музей сразу стал пользоваться успехом, всего за 5 лет его посетило около 150 тысяч человек, что для того времени совсем не мало. Штат смотрителей, кассиров и дворников, во главе с заведующим регулярно получали жалованье из заработанных продажей билетов сумм. На те же деньги проводились ремонты помещений, регулярные реставрации предметного плана и полотна, размещение рекламных объявлений в газетах, на транспорте и пр. Другим источником доходов была продажа открыток и альбомов с изображением панорамы, а также открыток с изображениями предметов Музея 1812 года. Поток посетителей замедлился, но не прекратился с началом войны в 1914 году. Но весной 1918 года панорама, которая, по словам современников, «представляла величайшее художественное произведение», стала не нужна новой власти и была демонтирована.

Главным действующим лицом предстоящих торжеств стал император Николай II. На пленку фиксировались в первую очередь те события, в которых участвовал сам император и то, что происходило вокруг него. Дневниковые записи Императора за 25 — 31 августа 1912 года, его письмо к матери от 10 сентября 1912 года, а также фотографии и киносъемки, запечатлевшие основные моменты этих юбилейных празднеств, дают нам возможность стать очевидцами событий 90-летней давности и одновременно проследить насколько полно они отражены в документах.

30-го августа — последний день в Москве. «…Перед окнами построился Фанагорийский полк; обошел его, поздравил и выпил здравицу; затем пропустил его церем. марш. на руку». 7 Затем «…пошли в Успенский соб. к концу обедни и вышли за большим крестным ходом на Красную площадь, где был прочитан манифест и отслужен торжественный молебен. Толпа на площади была громадная, целое море голов — тишина и спокойствие полные…» . Вечером этого же дня Царственные особы с сопровождающими, покинув Москву, тронулись в обратный путь, проведя на следующий день 4 часа в Смоленске, где «…Посетили древний Успенский собор откуда чудный вид на окрестности. Затем осмотрели памятники 1812 года… В 6 час. покинули Смоленск под прекрасным впечатлением приема и порядка в городе».

Из  Дневника Императора:

В среду, 29 августа торжества продолжились. «…В 10 час. поехал с тремя старшими в Храм Христа Спасителя к архиерейской обедне и панихиде по Александру I и всем участникам 1812 г…

В 2 1/2 на Царской площади против памятника Апапа был смотр воспитанникам Московск. средних и низших учебных заведений. 400 девочек проделали … гимнаст… В 3 1/2 посетили с детьми выставку 1812 года в Историческом музее, а затем прекрасную панораму Бородинского боя — Рубо».

 

30-го августа — последний день в Москве. «…Перед окнами построился Фанагорийский полк; обошел его, поздравил и выпил здравицу; затем пропустил его церем. марш. на руку». 7 Затем «…пошли в Успенский соб. к концу обедни и вышли за большим крестным ходом на Красную площадь, где был прочитан манифест и отслужен торжественный молебен. Толпа на площади была громадная, целое море голов — тишина и спокойствие полные…» . Вечером этого же дня Царственные особы с сопровождающими, покинув Москву, тронулись в обратный путь, проведя на следующий день 4 часа в Смоленске, где «…Посетили древний Успенский собор откуда чудный вид на окрестности. Затем осмотрели памятники 1812 года… В 6 час. покинули Смоленск под прекрасным впечатлением приема и порядка в городе».
\

Торжественное шествие в Кремле членов императорской семьи с Красного крыльца в Успенский собор; присутствуют: великая княжна Татьяна Николаевна, великий князь Борис Владимирович, великая княжна Мария Николаевна, великий князь Дмитрий Павлович, великая княжна Анастасия Николаевна, великие князья Петр Николаевич, Сергей Михайлович, Георгий Михайлович, Михаил Михайлович, князь Гавриил Константинович и др. Москва, 27 августа 1912 года.



 

 

Утром 25-го августа царский поезд прибыл в Бородино, где приехавшим был оказан пышный прием.Из Дневника Императора : «В 10 час. приехали на ст. Бородино, где встретили…Вел.кн., свита, министры, местные власти и депутации… В 2 часа поехали в моторах в Спасо-Бородинский монаст. Осмотрев все интересное…, отправились к месту знаменитой батареи Раевского, вокруг кот. были выстроены войска на три фаса, каждый по три линии. Объехав все три линии, направились к зданию Бородинского музея. В саду приняли французскую военную депутацию и затем поговорил с участником сражения, кот. 122 года и с несколькими очевидцами отечественной войны. В это время подошел крестный ход из Смоленска с иконой Божьей Матери Одигитрии. После панихиды у памятника сражения эту икону обнесли вдоль фронта войск. Все это было очень торжественно и красиво»

26-го августа Бородинские торжества продолжились. С утра «…пошли с дочерьми и всеми за крестным ходом к Бородинскому памятнику. В шатре перед иконостасом походной церкви Александра Павловича был отслужен благодарственный молебен. Затем объезжал войска и они прошли церем. маршем. Парад был очень красив по разнообразию форм одежды…Затем сел на лошадь и объехал большую часть поля сражения с правого…фланга до левого через дер. Горки до Утицкого кургана…» 2, затем «…отправился на моторе к месту памятника французов, где была короткая служба освещения его…Впечатление пережитого самые отрадные»



25 августа — канун знаменитой Бородинской битвы, к нему приурочено начало юбилейных празднеств. Ярко светило солнце, день был как по заказу. У Спасо-Бородинского собора, возведённого женой погибшего генерала Тучкова, в ожидании прибытия государя собралось многочисленное духовенство во главе с митрополитом Владимиром. Все аллеи возле храма были усыпаны листьями и живыми цветами. У батареи Раевского выстроены воинские части, предки которых участвовали в Бородинском сражении. У могилы Багратиона ожидали начала торжеств высшие воинские чины — генералы, адмиралы, а также офицеры рангом пониже и множество представителей разных ведомств.

Утром 25-го августа царский поезд прибыл в Бородино, где приехавшим был оказан пышный прием. На место празднеств Император Николай II прибыл на автомобиле, под колокольный звон собора, со всем семейством — наследником и дочерьми.

После торжественной встречи он побывал в соборе Тучкова, а затем отправился на Бородинское поле, где высились памятники полкам и дивизиям. У батареи Раевского он сел на приготовленного для него коня (семейство заняло роскошные экипажи), и начался объезд войск.

Окончив объезд войск, Император в сопровождении свиты подошёл к старикам.

(На торжества смогли прибыть только пятеро из живых свидетелей. Они сидели на стульях у решётки ограды).

Он беседовал с ними, подходил к каждому, спрашивал о прежней службе, о жизни. И когда кто-то из них пытался встать, государь запрещал это делать. Великие князья стояли тут же, перед старыми ветеранами.

Недалеко за полдень к Бородинскому полю прибыл объединённый крестный ход, растянувшийся на четыре километра. Он шёл из самого Смоленска с чудотворной иконой Божьей Матери, той самой, что была в 1812 году в действующей армии, ею благословляли войска на Бородинском поле перед сражением.

Возле главного памятника у братской могилы огромное шествие с хоругвиями  и походной церковью Александра I развернулось и был отслужен благодарственный молебен. К вечеру крестный ход направился к Спасо-Бородинскому монастырю, войска были препровождены на отведённые бивуаки.

Утром 26 августа Бородинское поле огласилось раскатами пушечных выстрелов, которые известили народ о начале торжеств, посвящённых столетию великого сражения.

Празднество началось торжественной литургией в храме Тучковского монастыря. Затем крестный ход направился к могилам героев Бородинского сражения.

В честь юбилея был оглашён приказ, который заканчивался благодарственным обращением к павшим: « имена ваши и содеянные вами подвиги неизгладимо будут жить в памяти благодарного отечества».

 На пленку фиксировались в первую очередь те события, в которых участвовал сам император и то, что происходило вокруг него. Дневниковые записи императора за 25 — 31 августа 1912 года, его письмо к матери от 10 сентября 1912 года, а также фотографии и киносъемки, запечатлевшие основные моменты этих юбилейных празднеств, дают нам возможность стать очевидцами событий.

 



 

 

Князья Иоанн Константинович (справа) и Гавриил Константинович беседуют с очевидцами Отечественной войны 1812 года у здания Дома инвалидов. Среди них (слева направо): Аким Войтинюк, Петр Лаптев, Степан Жук, Гордей Громов, Максим Пятаченков. Бородино, 26 августа 1912 года

Старики-ветераны Отечественной войны и с ними старуха 138 лет, помнящая Наполеона

Французская дерутация на Бородинском поле


Французская депутация несет венок к подножию русского памятника
на Бородинстком поле