Выставка императорских костюмов в Эрмитаже
В Государственном Эрмитаже 16 мая 2014 года открылись две выставки костюмов членов царской семьи, придворных и служителей высочайшего двора XVIII – начала XX веков.
Особый интерес у публики вызвали гардероб Петра I, мундирные платья Екатерины II и маскарадные костюмы знаменитых «исторических балов». Показать эти экспонаты в парадных залах Зимнего было бы невозможно без поддержки банка ВТБ, который выступил генеральный спонсором проекта.
По словам куратора выставок Вячеслава Федорова, удалось установить владельцев большинства представленных костюмов, а каждый костюм — это огромный исторический пласт мировой культуры.
Выставка «При Дворе российских императоров. Костюм XVIII – начала XX века в собрании Эрмитажа» воссоздает образ Русского императорского двора через произведения искусства и предметы быта. Основой экспозиции являются одежда и аксессуары, принадлежавшие членам императорской фамилии и представителям российской аристократии.
На выставке представлены костюмы церемониальные и повседневные, комплекты для визитов и для верховой езды, костюмы детские и маскарадные, утренние и прогулочные, платья вечерние и бальные. Мундиры различных родов войск демонстрируют особую моду – военную. В контексте выставки нашли отражение такие темы, как любимые занятия и развлечения русской аристократии: театр, музыка, игры (шарады, шахматы, карты), «царская охота».
Выставка «“Высочайшего двора служители”. Ливрейный костюм конца XIX – начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа» представит около 250 предметов костюма и аксессуаров.
Термин «ливрея» означает «выдаваемая государством и дворянством одежда для свиты». Ливрейные служители внесли весомый вклад в блестящий образ Российского императорского двора. Для них было предусмотрено несколько видов формы: повседневная, воскресная, парадная, траурная, выходная (то есть уличная одежда, для выхода за пределы резиденции), вояжная и рабочая.
И домашние «халатики»
Костюмы воссоздавались по архивным данным, но заметна корректировка в соответствии с временем и влияние стиля модерн в цветовых предпочтениях некоторых костюмов. Конечно, во времена Алексея Михайловича не было сиреневых кафтанов, как на Феликсе Юсупове. Сиреневый — один из модных цветов стиля модерн. Татарские сапожки подчеркивают происхождение рода Юсуповых. Веер внизу принадлежал маман Зинаиде Юсуповой, на нем карикатурные изображения участников бала.
Сарафаны в отличие от настоящих русских имеют приталенность, ясно, что они одевались на корсеты.
Халат Александра Третьего (справа) демонстрирует богатырскую стать царя.
Батистовый платок и веер.
Еще веера Марии Федоровны и Александры Федоровны. Нижний — черный — Зинаиды Юсуповой.
Вышитые перчатки
Детские платьица. Вообще на выставке задаешься вопросом, как они сохранились, а не пошли на портянки революционным матросам и детям той кухарки, что собиралась управлять государством.
А это золотой костюм няни царских детей.
Красавцы военные
Талии и размер обуви, как обычно на этих выставках, вызывают острое желание сесть на диету.
Охотничьи ягташи с вышивкой.
Помимо экспонатов из собрания Эрмитажа, на выставке представлены уникальные документы и фотографии из Российского государственного исторического архива, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга и ряда личных архивов потомков придворных служителей из Санкт-Петербурга и Ставрополя.
Выставки будут работать в Эрмитаже до 21 сентября.