Заявка on-line

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Сообщение

Коронация последнего русского Царя

26 мая (14 мая по старому стилю) 1896 г. в Москве начались Коронационные
торжества  и состоялась коронация в Успенском соборе Московского Кремля
Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны. Последняя
Коронация последнего Императора в истории России.
..

Коронационные торжества в Москве


Сотни тысяч людей занимали кремлевские площади и стояли вокруг его стен. Это было сплошное море голов.
«Площадь между соборами ярко облита светом майского солнца, пестреет красным сукном помостов, золотом мундиров, роскошным разнообразием одежд. Начиная от Благовещенского собора и кончая церковью Двенадцати апостолов, площадь охватывает полукружием широкий амфитеатр трибун с местами для зрителей. Между Красным крыльцом и Благовещенским собором также устроена трибуна. Невысокие перила окаймляют красный от сукна путь торжественного шествия. Между перилами, в свободном пространстве, море голов народа занимает всю правую сторону площади кремлёвских соборов, считая от Архангельского». В Кремле строились войска: кирасиры, казаки собственного Его Величества конвоя, лейб-гусары и лейб-уланы становились рядами по пути торжественного шествия, а за ними шпалерами становились полуроты и взводы разных частей.
Ровно в 7 часов утра загудел колокол Ивана Великого, и с Тайницкой башни загремели пушки. Один за другим раздавались 21 выстрел, и по всей Москве разлился могучий звон колоколов. И звон и пальба известили Москву, что в Успенском соборе началось молебствие о здравии и многолетии царя и царицы.
В 8 часов 30 минут прибыли в собор придворные дамы. «Была необыкновенно красивая картина, когда одна за другой дамы проходили на свои места. Русский костюм дам как нельзя более идёт к русским лицам; русский головной убор, украшенный драгоценными каменьями, придаёт лицам мягкое, полное прелести выражение». Затем прибыли представители духовных иноверческих исповеданий.
В 8 часов 45 минут прибыл и дипломатический корпус. «Шествие открылось дамами; тут белые платья, блеск бриллиантов, золотое шитье, разноцветные мундиры дипломатов… Взоры всех обращались и к трону: там безмолвно и неподвижно стояли на ступенях четыре кавалергардских офицера с обнажёнными палашами и касками в руках».

В 10 часов началось царское шествие. На дворцовую площадку спустился взвод «статных молодцов кавалергардов в сияющих с орлами касках, белых мундирах и красных супервестах, с серебряной Андреевской звездой на груди». Два церемониймейстера с жезлами открывали собой нескончаемую процессию представителей русских волостей, городов, земств и дворянства, «в лице которых государю предшествовала на пути к месту священного коронования вся Россия». За представителями земской Руси шли представители первопрестольной Москвы и чины министерства императорского двора; за ними — депутаты казачьих войск в мундирах и черкесках; за ними — длинные ряды губернских предводителей дворянства с их ассистентами, открывавшие собою часть процессии из высших гражданских чинов; почетные опекуны, сенаторы в своих красных, расшитых золотом мундирах; министры и члены Государственного совета следовали друг за другом, точно раззолоченные звенья громадной цепи, втягиваясь в собор…

«По бархатным ступеням возвышенного амвона тихо поднялся удрученный годами, но еще бодрый митрополит Палладий Петербургский. «Како веруеши?» — спросил митрополит. «И громогласно, торжественно, осенив себя крестным знамением троекратно, как верный сын и заступник церкви, произнёс вслух символ православной веры Государь, проникнутый до глубины души тем, что исповедовал устно, и каждое его слово проникало в душу внимавших его искреннему исповеданию. Начался торжественный молебен, предшествующий венчанию. Умилительные прошения возглашал протодиакон от лица всей церкви. По прочтении Евангелия водворилась в соборе совершенная тишина; митрополиты поднялись на возвышение к трону и приступили к царскому облачению во все знаки царского сана. Государь император снял Андреевскую цепь и передал великому князю Владимиру Александровичу. После этого великие князья Михаил Александрович и Владимир Александрович возложили па монарха порфиру с бриллиантовой цепью ордена св. Андрея. Митрополит Палладий положил руки на склонённую главу монарха и возгласил трогательную молитву, которая из всех глаз вызвала невольные слезы. Митрополит поднёс государю большую корону. Часы показывали 10 часов 30 минут утра. В эту минуту глаза решительно всей церкви устремлены были на государя. Его Императорское Величество, стоя в порфире перед престолом своим, твёрдыми руками взял корону и неторопливым, спокойным и плавным движением возложил ее на главу свою. Митрополит подал Государю скипетр и державу; Государь был в волнении…» (Воспоминания)


«Одетый в порфиру и корону, со скипетром и державою в руках, Государь Император представлял зрелище необыкновенной красоты. Могущественнейший из владык земных, верховный вождь необъятного Русского царства, стомиллионного народа, до полного самоотвержения, до последней капли крови верного, преданного и любящего, стоял он пред алтарём творца вселенной во всем доступном для земли великолепии, славе и блеске своего величайшего и высочайшего сана. Он — источник обновления государства. Он — представитель лучших преданий нашей истории, лучших стремлений народа; знаки царской чести и славы, порфира и венец, — в то же время символ багряницы Христа и его тернового венца. Государственный разум, патриотизм, сохранение целости земли русской, все великое и высокое в народной жизни — всему этому он должен отвечать, все уловить своим сердцем и умом».

Коронация Императора Николая II Александровича и Императрицы Александры Феодоровны (Лауриц Туксен, 1898 год)

Священнодействие началось в 10 часов утра на специальном возвышенном помосте, установленном посреди собора. Непосредственно пред началом Коронования Император сел на трон Царя Михаила Фёдоровича, императрица Мария Фёдоровна — на трон Царя Алексея Михайловича, Императрица Александра Фёдоровна — на трон  Царя Иоанна III.

Nicholas

Об обряде священного Миропомазания Царя и в конце прошлого века знали немногие, а сейчас тем более; поэтому приведем его описание по Слову, сказанному св. Иоанном Кронштадтским в день Коронования и священного Миропомазания Государя Императора Николая II Александровича, 14 мая 1898 г.

«Прежде всего ко дню Коронации торжественно препровождаются из Петербурга в Москву царские регалии: царская порфира, драгоценная бриллиантовая корона, скипетр и держава, которые торжественно вносятся в храм. Митрополит встречает их каждением.

При наступлении дня Коронования по утру совершается архиереями и прочим духовенством молебен о здравии Государя и Государыни, и по прибытии в Успенский собор Высочайших Особ, чинов Двора, иностранных послов и гостей, выборных со всей России предводителей дворянства, городских голов и сельских старшин, и наконец, Императора и Императрицы, начинается церковное последование венчания Царя и Царицы на царство. Прежде всего Государь торжественно исповедует Православную Веру и громко читает по разогнутой книге символ Веры.

Церковь возносит следующие моления ко Господу о Государе: во-первых о том, чтобы Господь, Царь царствующих и Господь господствующих благословил Царское его венчание; во-вторых, чтобы укрепил Скипетр Его десницею Своею, в третьих, чтобы помазанием всесвятого мира Он принял с небес силу и премудрость к правлению и правосудию; далее, – чтобы получил от Господа благопоспешное во всем и долгоденственное царствование; потом, чтобы услышал Его Господь в день печали и – защитило Его имя Божие, чтобы послал Ему Господь помощь от святого и заступил Его от небесного Сиона, – подал Ему по сердцу Его и весь совет Его исполнил, чтобы укреплял всегда Господь оружие Его и покорил под ноги Его всякого врага и супостата; – чтобы Господь благословил царское венчание и Супруги Его.

Потом бывает соответствующее чтение из Ветхого и Нового Завета. По окончании чтения Евангелия митрополиты восходят на амвон трона. Его Величество повелевает сановникам светским возложить на Себя Императорскую порфиру с принадлежащею к ней бриллиантовою цепью ордена Св. Апостола Андрея Первозванного, а митрополиты подносят Ему на двух подушках и служат при возложении; причем один из них говорит: «во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь», а один из сановников оправляет ее. По возложении порфиры протодиакон возглашает: «Господу помолимся»; певцы поют: «Господи помилуй». Государь преклоняет голову, а митрополит, осенив верх головы крестным знамением, возлагает на нее руки крестообразно, и читает молитву во услышание всем:

«Господи Боже наш, Царю царствующих и Господь господствующих, иже чрез Самуила пророка избравый раба Своего Давида и помазавый Его в царя над людьми Твоими Израилем: Сам и ныне услыши моление нас недостойных; и призри от Святаго жилища Твоего, и верного раба Твоего, Великого Государя Николая Александровича, Его же благоволил поставити Императора над языком Твоим, притяжанным честною Кровию Единородного Твоего Сына, помазати удостой елеем радости, одей Его силою с высоты, возложи на главу Его венец от камене честнаго и скипетр спасения, посади Его на престол правды, огради Его всеоружием Святаго Своего Духа, укрепи Его мышцу, смири пред Ним вся языки, хотящия брани, всей в сердце Его страх Твой и к послушным сострадание, соблюди Его в непорочней Вере, покажи Его известного хранителя Святыя Твоея Кафолическия Церкви догматов, да судит люди Твоя в правде, и нищие Твоя в суде, спасет сыны убогих и наследник будет небеснаго Твоего царствия. Яко Твоя держава и Твое есть царство и сила во веки веков».


Обряд миропомазания императора Николая II. Среди присутствующих (крайний слева) отец Иоанн Кронштадтский.

Певцы поют: «Аминь»… По прочтении ея, Император повелевает подать Императорскую корону, которую подносит на подушке митрополиту назначенный сановник, а митрополит представляет Государю, который, приняв ее от митрополита с подушки, возлагает на Свою Главу, с произношением от митрополита молитвы: «во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь». После сего митрополит говорит Государю по книге речь:

«Благочестивейший, Самодержавнейший Великий Государь Император Всероссийский! Видимое сие и вещественное главы Твоея украшение явный образ Тебе Главу Всероссийского народа венчает невидимо есть, яко Царь Славы Христос, благословением Своим благословенным, утверждая Тебе владычественную и верховную власть над людьми своими».

Государь затем повелевает подать себе скипетр и державу. Сановники подносят их на подушках митрополиту, который представляет Императору, подав в десную руку скипетр, а в левую – державу, с молитвою: «во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь». Затем произносит по книге речь:

«О, Богом венчанный, и Богом дарованный, и Богом преукрашенный благочестивейший, самодержавнейший, Великий Государь Император Всероссийский! Приими скипетр и державу, еже есть видимый образ данного Тебе от Вышняго над людьми Своими самодержавия к управлению их, и ко устроению всякого желаемого им благополучия». После сего Государь садится на Императорском своем престоле.

Затем, положив скипетр и державу на подушку, призывает к Себе Императрицу, и Монарх, сняв с Себя корону, прикасается ею к главе Государыни, и опять на Себя возлагает; затем подносится малая корона и Государь возлагает ее на главу Ея; потом подносится порфира и цепь ордена и возлагается на Нее; Она возвращается на Свой престол. Государь снова принимает скипетр и державу.

Потом протодиакон провозглашает полный титул Императора. Певчие поют: «Многая лета»… По пропетии многолетия и по окончании звона и пальбы, Государь, восстав с престола и отдав скипетр и державу сановникам, читает с коленопреклонением по книге, поданной митрополитом, следующую к Богу молитву:

«Господи Боже Отцев и Царю царствующих, сотворивый вся Словом Твоим, и премудростию Твоею устроивый человека, да управляет мір в преподобии и в правде! Ты избрал Мя еси Царя и Судию людем Твоим. Исповедую неизследимое Твое о Мне смотрение, и, благодаря, величеству Твоему покланяюся. Ты же, Владыко и Господи Мой, настави Мя в деле, на неже послал Мя еси, вразуми и управи Мя в великом служении сем», и проч.

По прочтении молитвы, митрополит возглашает: «Мир всем», и затем читает молитву с коленопреклонением всех, кроме Государя…

Затем начинается Литургия, во время которой Государь стоит без короны, а по окончании опять надевает ее. Во время пения причастного стиха и по открытии царских врат два архиерея возвещают Государю и Государыне о времени наступления св. миропомазания и причащения. Император помазуется на очах, на ноздрях, на устах и на ушах, на персях и по обоим сторонам на руках, а Императрица только на челе, с произношением слов: «Печать Дара Духа Святаго». Затем они причащаются Св. Таин – Государь в порфире у Св. Престола отдельно под обоими видами, как и священнослужители, а Императрица по обычаю мірян – у царских врат – пречистого Тела и Крови Христовых вместе. При отпуске Литургии Их Величества целуют крест. Духовные и светские особы приносят Государю и Государыне поздравление троекратным поклоном. Вот весь обряд коронования и св. миропомазания с причащением Св. Таин.» ( прот.Иоанн Кронштадский)

Государыня стала перед ним на колени; Государь снял с себя корону и, прикоснувшись к голове государыни, снова надел ее. Поднесли малую корону. Государь возложил ее на голову государыни; четыре статс-дамы подошли в это время и оправили ее; возложив на государыню порфиру с цепью ордена св. Андрея Первозванного, государь ожидал, пока ее оправят ассистенты. Когда императрица поднялась, в порфире и короне, государь и государыня поцеловались. Затем Их Величества сели на троны. Торжественная тишина царила в соборе. Ее нарушил звучный, сильный и красивый голос протодиакона, возгласившего полный титул государя императора — «этот конспект всей нашей истории, всего труда, крови и разума народных»; он воскликнул многолетие государю императору и государыне императрице. Певчие пропели трижды «Многая лета»; раздались колокольный звон, несмолкаемые крики «ура» и залпы орудий; началось принесение поздравлений Их Величествам.

Во время Коронации Николай II был одет в военный мундир, а Императрица Александра Фёдоровна – в роскошное платье из серебряной парчи. Коронационное платье, в котором появилась в Кремле последняя русская Императрица Александра Фёдоровна, начали создавать почти за год до церемонии. Ткань была заказана шёлкоткацкой фирме Сапожниковых, знаменитой на весь мир своей высококачественной парчой. Особое значение придавалось отделке платья. Его вышивка по желанию самой Императрицы была поручена монахиням московского Ивановского монастыря. Но прежде чем начать работу, мастерицы изучали старинные вышивки, хранившиеся в Оружейной палате и Патриаршей ризнице. Эскиз вышивки был заказан нескольким московским художникам, в том числе Михаилу Врубелю. Однако Император и Императрица, лично просматривая эскизы “изволили выбрать проект анонимного автора, составленный по мотиву, взятому в древней ризнице Новоспасского московского монастыря”. На самом деле, автором этого эскиза была фрейлина Её Величества Мария Николаевна Ермолова, которая жила в Москве и «пользовалась репутацией лучшего знатока всякого рода художественных рукодельных работ». Платье вышивали серебром и мелким жемчугом, который был выдан для этой цели из Комнаты коронных регалий и бриллиантов. Готовый наряд первой из членов императорской фамилии увидела Великая Княгиня Елизавета Федоровна, она назвала вышивку «шедевром рукоделия». А Их Императорские величества остались настолько довольны работой мастериц-вышивальщиц, что Государь повелел наградить не только игуменью Ивановского девичьего монастыря Сергию, но и лучших монахинь-работниц. Во время процессии шлейф платья несли семь камергеров. Вес платья, которое сшили из роскошной тяжелой плотной парчи, составил 10 килограммов. Ещё 13 килограммов весила коронационная мантия. Несколько часов, проведённых в подобном облачении, стали для Александры Фёдоровны, по всей видимости, нелёгким испытанием.

 (450x600, 70Kb)

 (416x450, 43Kb)

  По традиции Российский Император должен был присутствовать в Успенском соборе Кремля на церковной церемонии коронации облаченным в военную форму. Императоры Павел I и Александр I короновались в мундирах Преображенского полка — первого из двух старейших полков российской императорской гвардии, последующие императоры — в общегенеральских мундирах. Однако Николай II не имел генеральского чина, поэтому в качестве коронационной им была избрана форма полковника Преображенского полка. «Я умилился вдвое, — записал в своем дневнике Константин Романов, — когда увидел Николая в нашем родном преображенском мундире».
Мундир этот, хранящийся ныне в Государственном историко-культурном музее-заповеднике «Московский Кремль», выполнен из темно-зеленого сукна с красным воротником и обшлагами, на которых золотыми нитями вышит сложный по композиции и виртуозный по исполнению узор, присвоенный мундирам Преображенского полка. Дополняют мундир полковничьи эполеты с золотым вензелем Александра III и золоченые аксельбанты — атрибуты флигель-адъютанта. Особого внимания заслуживает прорезной откидной клапан, который, по воспоминаниям очевидца, государь сам отстегивал во время церковной церемонии для совершения обряда священного миропомазания.
Военную форму для Николая II с 1877 года шили в мастерской военного платья портного, купца второй гильдии Николая Ивановича Норденштрема, которому в 1894 году было даровано звание поставщика Его Императорского Величества5. Именно в этой мастерской, находившейся в Санкт-Петербурге на Невском проспекте в доме № 46, 22 февраля 1896 года было заказано изготовление коронационного мундира для императора Николая II. Мундир (стоимостью 130 рублей), судя по чернильной надписи на подкладке, был включен в состав императорского гардероба 23 марта.

Photobucket - Video and Image Hosting

«15 мая, в 10 часов 30 мин. утра состоялся высочайший прием чрезвычайных послов и посланников, прибывших после 10 мая, а с 11 часов 30 мин. до 3 часов дня их величества принимали поздравления от целого ряда депутаций со всей России. Прием происходил в Андреевском тронном зале. В 7 часов вечера был обед в Грановитой палате для духовенства и особ первых и вторых классов <…> В 9 часов опять зажглась иллюминация, опять несметные толпы народа окружали Кремль.

16 мая был высочайший прием папского нунция, а затем опять прием поздравлений от различных депутаций. Вечером был куртаг, так назывался высочайший выход чрез все залы в Грановитую палату. Подавали чай, фрукты, мороженое. Было удивительно красиво. Мы все адъютанты были приглашены.

Грановитая палата

17 мая с 1 часу дня и до 3 часов 30 мин. их величествам в Андреевском тронном зале приносили поздравления дамы. В 4 часа Императорские регалии были торжественно перенесены из Андреевского зала в Оружейную палату, а вечером в Большом театре состоялся парадный спектакль. Это был верх блеска и великолепия. Сени и главные лестницы фойе — сплошные стены зелени. Мирты, пальмы, латании, ряды цветущих растений украшали фойе. Буфет был убран серебром, драгоценным фарфором, золоченой стильной бронзой. За маленьким фойе царские комнаты с гобеленами. Зрительная зала была поразительна, шесть золоченых ярусов, каждый обведен огнями переливающихся хрустальных люстр. Бенуар, первые два яруса полны были блеска красивых туалетов. В первом ярусе сбоку сидели: бухарский эмир и хивинский хан, корейское посольство, в третьем -военные, в четвертом виднелись золотые мундиры камергеров и камер-юнкеров и далее в пятом ярусе — статские генералы, председатели ведомств и в самом верху, в парадизе, волостные старшины, среди них и типичные фигуры представителей Азии в оригинальных костюмах и халатах. Партер: в первом ряду члены Государственного совета — между ними шесть андреевских кавалеров, следующие все одни александровские ленты; в шестом ряду красной нитью выделялись сенаторские мундиры. В местах за креслами сидели генерал-лейтенанты. Занавес изображал вид на Москву с Воробьевых гор. Боковые царские ложи заняли великие князья, великие княгини. Государь и государыня Александра Федоровна вошли в среднюю ложу. Раздалось потрясающее «ура» всей публики. Оркестр заиграл гимн. Первой пьесой шел акт из «Жизни за царя» и финал — превосходная картина начала шествия царя Михаила Федоровича. На сцене толпы народа. Звон переливающихся колоколов сопровождал знаменитое «Славься». Второй пьесой был новый балет Петипа, музыка Дриго «Волшебная жемчужина». Красивые группы и па, приятная музыка, эффектный апофеоз.

Кремлевский Дворец

Основание яйца выполнено в виде чашечки цветка с тонкой гравировкой листьев и расположенной посередине чёрной по белой эмали датой «1897», видной сквозь крупный алмаз в круглом обрамлении мелких. Во внутреннем, покрытом бархатом прямоугольном отделении, покоится миниатюрное повторение кареты 1793 года Екатерины II, использованной в коронационной процессии Николая и Александры. Карета, воспроизведённая до мельчайших подробностей, покрыта землянично-красной эмалью с накладной трельяжной решёткой с алмазами. На крыше, по углам и по бокам – императорские орлы, в центре её – усыпанная алмазами императорская корона. Двери украшены гербом Российской Империи из золота и бриллиантов, окна из горного хрусталя гравированы изображением поднятых занавесок. Крохотная подножка опускается при открывании двери, внутри кареты сидение и подушки покрыты прозрачной землянично-красной эмалью, потолок расписан виноградной лозой со светло-голубыми эмалевыми медальонами в золотых венках, в центре – золотой крюк. Все детали кареты тщательно проработаны, сама кабина подвешена на золотых рессорах, золотые колеса одеты в платиновые шины.

Коронационный альбом— иллюстрированное издание большого формата, посвящённое Коронации русского монарха.
История коронационных альбомов начинается с упоминаний о первых «постановлениях на великое княжение» на страницах древнерусских летописей. Активное развитие книгоиздательского дела в Петровскую эпоху обусловило появление целого комплекса коронационных изданий — роскошно иллюстрированных описаний церемоний, оформленных лучшими художниками и типографами своего времени. Эта тенденция получила развитие и в XIX веке.

Над созданием иллюстраций к альбомам работали известнейшие художники (И. Крамской, В. Верещагин, В. Суриков, И. Репин, В. Серов, В. Васнецов) и граверы (Х. Вортман, Я. Штелин, И. Соколов, Г. Качалов).

Коронационный сборник вышел в свет в 1899 году. В его первый том вошли подробная история традиции венчания на царство в России и обзор всех русских коронаций. Второй том состоял из описания Коронования Николая II 1896 года, а также многочисленных материалов, сопутствующих ей: манифестов, указов, программ мероприятий, приуроченных к этому событию, списков прибывших в Москву для участия в празднестве гостей и даже полного меню на все дни торжеств.

Непосредственно в дни Коронования об этих событиях в России был снят первый документальный кинорепортаж. Авторы — французский оператор Камилль де ля Серф с помощниками, специально прибывшие в Россию. Однако полиция конфисковала и фильм, и аппарат, а иностранных «шпионов» арестовала. Французский консул в Москве добился возврата фильма и освобождения операторов. Они продолжили съемки различных событий в России. Фильм «Коронование Николая II» появился на экранах синематографов летом 1896 года.
По другим источникам снимал торжества коронования Франциск Дублие, по третьим — оператор Шарль Муассон, аккредитованный при французском посольстве в России. В фундаментальном новом каталоге «Кинопродукция братьев Люмьер», выпущенном во Франции к 100-летию кино, чтобы не обижать никого, названы все три имени — Дублие, Серф, Муассон и еще одно — Александр Промио (правда, последний больше работал в Петербурге, сопровождал в путешествии французского президента Феликса Фора и прочий официоз). Так или иначе, но ныне лента «Коронование» признана первым в истории фильмом-репортажем.

Блог.ру - elena07 - Коронация Их Императорских Высочеств Николая и Александры