Царский Петергоф в начале века
Петродворец (он же Петергоф или Питергоф, как говорили в начале 18 века) изначально возник потому, что Петр I регулярно путешествовал из строящегося Петербурга в строящийся Кронштадт — сначала по берегу, потом на корабле. Для отдыха царя на территории нынешнего Петродворца были построены «заезжие светлицы», с которых и началось строительство города.
Впервые это место упоминается в «Походном журнале» Петра I 13 сентября 1705 года, но только в 1714 году у него возник замысел создания загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы французскому Версалю. Надо сказать, что Петергоф можно было бы в буквальном смысле называть «Петра твореньем». До наших дней сохранились собственноручные рисунки императора, чертежи с его пометками и исправлениями, прочие документы, подтверждающие, что Петр не только занимался общей планировкой петергофского ансамбля, но и разрабатывал отдельные детали архитектурных сооружений и фонтанов.
Работы по созданию новой резиденции велись с ошеломляющей быстротой. Уже в августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, причем к этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, а также построены дворцы «Монплезир» и «Марли».
По замыслу Петра, Петергоф должен был, с одной стороны, равняться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой — стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. И то и другое удалось блистательно осуществить.
На естественном уступе высотой 16 метров был возведен Большой дворец, в середине 18 века перестроенный в стиле барокко под
руководством Растрелли. По замыслу Петра, желавшего украсить парадный вход дворца водопадами, возвели Большой каскад — огромный грот, по сторонам которого расположены богато украшенные водопадные лестницы. Это одно из самых грандиозных фонтанных сооружений в мире, композиционным центром которого является фонтан «Самсон» со статуей библейского Самсона, раздирающего пасть льву. Этот фонтан стал символом победы русских над шведами: лев был частью герба Швеции, а Петра часто сравнивали с Самсоном.
Семейство фонтанов Петергофа обширно и многообразно. Фонтан «Пирамида», похожий формой на обелиск, — памятник победам русских войск над шведами. Двухъярусные «Римские фонтаны» созданы по образцу каменных фонтанов, установленных в Риме перед собором Святого Петра. Причудлив и изыскан каскад «Шахматная гора» («Каскад драконов»).
Во время Великой Отечественной войны Петродворец был захвачен немцами. Его оккупация длилась почти три года, и за это время
немцы взорвали и сожгли Большой дворец, нанесли тяжелый урон Большому каскаду, каскадам «Золотая гора» и «Шахматная гора», уничтожили подземные водоводы, вырубили, перекопали и заминировали парки, вывезли множество статуй, в том числе и «Самсона».
То, что сейчас мы имеем возможность любоваться уникальной красотой Петергофа, гармонией искусства и природы, получившей
отражение в парках и фонтанах этого города-музея, — плоды кропотливого и самоотверженного труда многих людей.