Заявка on-line

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Сообщение

Трудно быть богом

На планете, погружённой в глухое Средневековье, работают наблюдатели-земляне, которые пытаются бережно подправлять ход событий, не нарушая логическое развитие истории. Главный герой, дон Румата Эсторский, осознавая свою задачу сохранения нейтралитета, тем не менее, не выдерживает, когда в Арканаре (одном из городов планеты) захватывает власть «чёрное братство», свергнувшее господство «серых», столь же отвратительных, но не столь кровавых. Румата берётся за меч, чтобы покарать злодеев, и тем самым нарушает все правила и закономерности, вмешиваясь в чужой исторический процесс.

Режиссер: Алексей Герман
Авторы сценария: Алексей Герман и Светлана Кармалита (по мотивам одноименной повести Аркадия и Бориса Стругацких)

В главной роли: Леонид Ярмольник

 

С самых первых минут Герман выхватывает зрителя из этого мира, как щенка за шкирку. Здесь не будет постепенного ввода в сюжет. Мы попадаем сразу в мир, в болото, в грязь, в черноту позднего Средневековья.

Алексей Герман не создал иллюстрацию к книге, он создал особый мир, полный, целый мир, а не его фрагмент. В категории эстетики есть прекрасное, а есть безобразное. Но наша задача и состоит в том, чтобы в безобразном увидеть прекрасное. Через черноту, показанную Германом, мы видим образы Босха, Брейгеля. Режиссер шёл по стезе художников средневековья.

При просмотре фильма ощущаешь себя историческим свидетелем всего происходящего. Мы постепенно учимся плавать в этом невнятном мире, превращаясь за 3 часа в пловца.

Особенность фильма в том, что там нет звука. Наложение голосов и шумов создает странную по ощущениям атмосферу. Еще одна заметная особенность — фильм настолько цветной, что цвет фильму не нужен.

Грязь, смрад и белоснежный атлас. Откуда в этом мире выглаженный атлас? Он отсылает нас к римскому языческому времени. Вспомним цепи на людях — рабство. Этот мир еще не преодолел рабовладельческий строй, это и есть препятствие Возрождению. Как известно, человек, личность, искусство вышли как значимое явление из позднего Средневековья. Но когда нет личности — это насилие, гнилье, уничтожение.

На герое зритель видел крылья, как из чертежей Да Винчи, а среди лежащих мертвых тел — мужчина, похожий на Леонардо..

Дон Румата следовал принципу невмешательства.Но произошел внутренний слом и он не смог не вмешаться. Дон Румата нарушил правила не по-земному, он перешел «туда» (когда он сидел в грязной воде в самом конце). Он дошел до их методов борьбы.

На просьбу рассказать о картине «Трудно быть богом» Алексей Герман-младший ответил:

«Эта картина общечеловеческая и современная. Картина невероятной правды человеческих лиц, невероятной правды живописи, невероятного погружения в это Средневековье, которое необыкновенно похоже на Средневековье. …

Картина, которая действительно говорит обо всех тех глубинных вопросах, на каких в том числе построена и русская цивилизация. Построен наш диалог с собой, со страной, со временем, с будущим…

Наша страна распята между прошлым и будущим, между человеколюбием и человеконенавистничеством. Она до сих пор не определилась что она за страна, куда двигается. Наверное, разочарование части интеллигенции».

На вопрос: «Какой порок современного общества вы считаете самым опасным и почему?» Борис Стругацкий ответил:

– Стремление людей к власти. Это порождает столько лжи, ненависти, предательств и прочих мерзостей духа, что, безусловно, заслуживает поганого звания «порока всех пороков».

В последние годы жизни Борис Стругацкий  перестал верить в то, что мир становится лучше.

«В наше время почему-то считается, что сам с собой человек всегда договорится», – полагал Борис Стругацкий. – «Мы не болели ни рабством, ни холопством – мы были холопами и рабами, и мы остаёмся ими и по сей день…»