Заявка on-line

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Сообщение

Николай II и развитие авиации в Императорской России

В 1910 был создан Императорский военно-воздушный флот.

 

 

Первое боевое крещение российские воздухоплаватели получили в ходе русско-японской войны (1904–1905 гг.). В апреле 1904 г. по решению императора Николая II было сформировано специальное полевое подразделение – Сибирская воздухоплавательная рота (летом 1905 г. преобразованная в батальон), сыгравшая заметную роль на Дальневосточном театре войны. В конце 1904 г. в распоряжение наместника Его Величества на Дальнем Востоке прибыл вновь сформированный 1-й Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательный батальон под командованием полковника А.М. Кованько, действовавший в интересах 2-й и 3-й Маньчжурских армий.

В последующие годы военное ведомство России уделяло большое внимание дальнейшему развитию военного воздухоплавания и его технической оснащенности, делая ставку, в первую очередь, на дирижабли и самолеты. Один из первых проектов в отечественной истории самолета – «воздухоплавательного снаряда» был предложен русским морским офицером капитаном 1 ранга А.Ф. Можайским. В дальнейшем творческие идеи талантливого изобретателя получили свое развитие в деятельности целой плеяды российских авиационных конструкторов: А.И. Шабского, Я.М. Гаккеля, С.В. Гризодубова, Д.П. Григоровича, И.И. Сикорского, А.В. Шиукова, С.А. Ульянина и многих других.

У основ отечественной науки в области аэродинамики стоял профессор Московского университета, член-корреспондент Императорской Академии наук Н.Е. Жуковский, работы которого позднее заложили основы авиационной науки в России. В 1904 г. под его руководством в Кучино (под Москвой) на личные средства промышленника, мецената и одного из основоположников экспериментальной аэродинамики Д.П. Рябушинского был основан первый в Европе Аэродинамический институт.

В 1900-е гг. в России активными сторонниками нарождавшейся военной авиации выступили офицеры-воздухоплаватели: полковник Е.С. Федоров, капитаны С.А. Ульянин, С.А. Немченко, штабс-капитан А.И. Шабский и др. Последний на базе Учебного воздухоплавательного парка сконструировал большую модель самолета (1907 г.), используемую позднее в качестве учебного пособия.

Учитывая международный опыт в строительстве военно-воздушных сил, ряд видных российских военачальников (генерал от кавалерии барон А.В. Каульбарс, великий князь вице-адмирал Александр Михайлович Романов и др.) инициировали идею создания в России Военного Воздушного Флота (ВВФ) на основе различных типов летательных аппаратов. Она получила широкую поддержку в структурах законодательной и исполнительной власти страны, а также среди научного сообщества. Предусматривалось, наряду с военным воздухоплаванием, активно развивать авиационное дело. К весне 1911 г. военный совет при военном министре одобрил проект Положения об авиационной службе и штат авиаотряда воздухоплавательной роты. В дальнейшем это решение было проведено через совет министров и государственную думу.

Основные приоритеты в формировании ВВФ отдавались военной авиации, что нашло отражение в докладной записке военного министра генерала от кавалерии В.А. Сухомлинова императору Николаю II «О предложениях постановки и развития воздухоплавательного дела в русской армии» (1911 г.). В ближайшие годы предполагалось довести общую численность авиации до 45 отрядов (540 самолетов).

http://100letvvs.ru/?r=stolet&s=006&s=006-1

К ноябрю 1917 г. в составе ВВФ действующей армии имелось: 13 авиадивизионов и 9 авиационных баз; 4 боевые авиагруппы; 38 корпусных, 2 гвардейских, гренадерский, Туркестанский, 7 Сибирских, 4 Кавказских, 11 армейских, 15 истребительных авиаотрядов (502 самолета и 443 летчика); 14 воздухоплавательных дивизионов, 87 воздухоплавательных отрядов (из них корпусные – 59, армейские – 13, крепостные – 15); 2 крепостные воздухоплавательные роты и 4 парка (без тыловых частей: 700 офицеров, 2800 нижних чинов).

Создание Военного Воздушного Флота России и его развитие
Одновременно принимались меры по суверенизации воздушного пространства в национальных границах России в рамках формируемого в те годы международного воздушного права. Вопросы защиты воздушных границ государства были впервые закреплены в законе Российской империи от 5 июля 1912 г. «Об изменении и дополнении действующих узаконений о государственной измене путем шпионства», утвержденного императором Николаем II.

29 ноября того же года совет министров предоставил право военному ведомству «…по предварительному соглашению с министерством иностранных дел… воспретить иностранным воздухоплавателям до [14] июля 1913 г. перелет нашей западной границы…». Распоряжение вступило в силу с 14 января 1913 г., вводя в действие специальные запретные для полетов районы в приграничной полосе. Они касались всех без исключения иностранных пилотов, предварительно не получивших разрешение от российских властей на пересечение государственной границы. При попытке незаконного проникновения в заданные районы и игнорирования требований к немедленной посадке незамедлительно следовали меры силового воздействия. Ответственность за охрану воздушных рубежей государства возлагалась на подразделения пограничной стражи. Позднее срок запрета был продлен до 14 января 1915 г. Морское ведомство также ввело ограничительные меры, запретив с сентября 1913 г. какие-либо полеты иностранных летательных аппаратов над Финским заливом.

Летом 1912 г. ГИУ передало все вопросы организации воздухоплавания и авиации сухопутных войск в ведение Главного управления Генерального штаба, в составе которого приказом по Военному ведомству от 12 августа 1912 г. № 397 сформирована специальная воздухоплавательная часть (начальник – генерал-майор М.И. Шишкевич). В последующем эта дата (12 августа) указом Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 г. за № 949 была официально установлена как День Военно-воздушных сил России.

В соответствии с «Общим планом организации воздухоплавания и авиации в армии», утвержденным императором 1 марта 1913 г., проведена первая реорганизация ВВФ, в ходе которой авиация полностью отделялась от воздухоплавания и становилась самостоятельной структурой Военного Воздушного Флота. К началу Первой мировой войны в его составе имелось 39 авиаотрядов: 30 корпусных, 8 крепостных и полевой (армейский). Самолетный парк насчитывал 263 аппарата, воздухоплавательный – 15 дирижаблей и 46 привязных змейковых аэростатов.

На фронтах Первой мировой

Начавшаяся первая в XX веке крупномасштабная война кардинальным образом изменила взгляды военных специалистов на роль и место ВВФ в вооруженной борьбе. Основная ставка была сделана на военную авиацию, структурно разделенную с началом войны между Северо-Западным и Юго-Западным фронтами. Для руководства воздушными силами были введены специальные должности – «заведующие организацией авиационного дела в армиях» фронтов. Последующее расширение театра военных действий потребовало централизации управления авиацией действующей армии. На основании приказа верховного главнокомандующего (ВГ) № 4 от 18 января 1915 г. было сформировано Управление заведующего организацией авиационного дела в действующей армии (Авиадарм, руководитель – великий князь Александр Михайлович) с подчинением ему всей авиации двух фронтов и Кавказской армии.

При Авиадарме образовывалась особая канцелярия (Авиаканц), выполнявшая задачи штаба ВВФ (начальник – полковник А.Ф. Барсов).

В декабре 1914 г. император Николай II утвердил решение военного совета при военном министре о разделении авиации на тяжелую, подчиненную штабу ВГ, и легкую, используемую в интересах армий и корпусов действующей армии. Основу тяжелой авиации составило управление эскадры воздушных кораблей (ЭВК) «Илья Муромец» под командованием генерал-майора В.М. Шидловского. Воздушные корабли, выполнявшие, как разведывательные, так и бомбардировочные задачи в глубоком тылу противника, по сути, выступали резервом главного командования действующей армии.

Создание Военного Воздушного Флота России и его развитие
В ходе кампании 1914 г. в составе ВВФ действующей армии, наряду с разведывательной, стала оформляться бомбардировочная авиация. Наши авиаторы первыми на русско-германском фронте приступили к бомбометанию с воздуха позиций и объектов противника. Наиболее активно воздушная бомбардировка осуществлялась в период осады австрийской крепости Перемышль (Галиция). Только за десять дней ноября 1914 г. летчики Брест-Литовского и 24-го корпусных авиаотрядов сбросили на ее объекты и сооружения 23 авиабомбы общей массой 464 кг.

Для защиты стратегически важных центров и военных объектов на театре военных действий и в тыловых районах страны от воздушного нападения противника с первых месяцев войны началось формирование воздушной обороны (ВО). В составе действующей армии ее основу составляла военная авиация, полевая и крепостная артиллерия. В тыловых районах страны ВО (в границах армий и военных округов) объединяла в себе различные средства, предназначенные для борьбы с воздушным противником. В ноябре-декабре 1914 г. первичная структура воздушной обороны была развернута вокруг российской столицы — Петрограда и ее ближайших окрестностей, а также императорской резиденции в Царском Селе.

В последующий период под защиту от угрозы из воздушного пространства взяты основные пункты, объекты и органы военного управления действующей армии (включая Ставку ВГ), Балтийского и Черноморского флотов. За годы войны созданная система ВО значительно ограничила действия воздушных сил противника на русско-германском фронте.

Осенью 1914-го – летом 1915 гг. в составе ВВФ были сформированы первые истребительные авиаотряды в интересах воздушной обороны важных пунктов страны (Варшавы, Царского Села и др.). Летом 1916 г. начался процесс по оформлению истребительной авиации ВВФ в качестве отдельного рода авиации.

Зарождение и развитие истребительной авиации неразрывно связано с именами известных летчиков, заложивших основу «русской школы воздушного боя»: П.Н. Нестерова, А.А. Козакова, Е.Н. Крутеня, Н.А. Яцука, И.А. Орлова и многих других.

Командир 11-го корпусного авиаотряда штабс-капитан П.Н. Нестеров выступил инициатором активных форм воздушного боя. 8 сентября 1914 г. он впервые в мире ценой собственной жизни уничтожил воздушным тараном австрийский самолет-разведчик. Его подвиг с успехом повторил другой русский летчик – штабс-ротмистр А.А. Козаков, признанный за годы войны самым результативным авиатором российского Военного Воздушного Флота.

За период лета 1916-го – осени 1917 гг. истребительная авиация действующей армии на русско-германском фронте сбила более 200 боевых машин противника.

К концу Первой мировой войны ВВФ из вспомогательного средства разведки и связи превратился в самостоятельный род сухопутных войск. 7 декабря 1916 г. была учреждена должность полевого генерал-инспектора ВВФ с назначением на нее великого князя адмирала А.М. Романова. Как «лицу императорской фамилии» ему предоставлялось право личного доклада «Императорскому Величеству в присутствии начальника Генерального штаба», что позитивно сказалось на дальнейшем развитии Военного Воздушного Флота. При штабах главнокомандующих армиями фронтов и штабе Кавказской армии вводились должности инспекторов авиации и воздухоплавания армий фронтов (армии), с приданием им большей самостоятельности и оперативных функций.

 

Первая авиационная неделя. Аэроплан системы «антуанетт» в воздухе. Санкт-Петербург. 1910.

Подготовка аэроплана к полету. Санкт-Петербург. 1910-1912

Первая авиационная неделя на Коломяжском ипподроме. Начальник Учебного воздухоплавательного парка и офицерской воздухоплавательной школы А.М. Кованько дает интервью. Санкт-Петербург. 1910.

Летчик В.Ф. Абрамович, совершивший перелет из Берлина в Санкт-Петербург (сидит за рулем, управления аэропланом). Санкт-Петербург. 24 июля1912.

Моноплан пролетает мимо трибун Коломяжского ипподрома. Санкт-Петербург. 1910.

Авиаконструктор Я.М. Гаккель и летчик В.Ф. Булгаков. Санкт-Петербург. 1900-е.

И.И. Сикорский — русский авиаконструктор. Санкт-Петербург. 1914

Конкурс военных аэропланов на корпусном аэродроме. Группа участников конкурса (слева направо): инженер Кузнецов, инженер Меллер, военный летчик Самойлов, А.М. Габер-Влынский. Санкт-Петербург.1913

Всероссийский праздник воздухоплавания. Участник перелета Севастополь—Санкт-Петербург авиатор лейтенант В.В. Дыбовский со зрителями. Санкт-Петербург. Июнь 1912

Русский военный летчик П.Н. Нестеров. Санкт-Петербург.1913

Конкурс военных аэропланов. Авиаторы И.И. Сикорский (справа), генерал-лейтенант Н.В. Каульбарс (в центре) в первом в мире многомоторном аэроплане «Русский витязь». Санкт-Петербург. 1913.

Воздухоплавательный парк. Группа старших офицеров авиации. В центре — Н.А. Кирпичев, второй справа — А.М. Кованько. Санкт-Петербург. 1910-е.

Телефонист у аппарата на аэродроме. Санкт-Петербург. 1910.

Перед вылетом. Гатчинская авиашкола. Гатчина. 1913.

Перед вылетом. Гатчинская авиашкола. 1913.