Заявка on-line

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Сообщение

Некоторые исторические заметки

 

15 мая по старому стилю 1883 года состоялась коронация Императора Александра III. Это был один из наиболее сильных правителей России, царствование которого, к сожалению, было недолгим. Ему принадлежат многие крылатые фразы, например: «Когда русский царь удит рыбу, Европа может и подождать». Или: «У России есть только два верных союзника — ее армия и военно-морской флот». Именно он в народе получил прозвище «Миротворец». О своей коронации Царь впоследствии вспоминал как о счастливейшем дне в жизни: «Мы бесконечно возносим хвалу Господу, благословившему этот священный день для нас и всей России, которая с таким трогательным участием и вниманием ждала и встретила это великое событие для нас и доказала всей изумленной и испорченной нравственно Европе, что Россия самая святая, православная Россия, которой она была при царях Московских и каковой, дай Бог, ей оставаться вечно!»

Беккер Ж. Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны , 1888

(Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)

По древней традиции венчание на царство русских царей, начиная от Иоанна III, происходило в Успенском соборе Московского Кремля. Ритуал коронации был тщательно разработан и отличался необычайной торжественностью. Позднее характер церемонии несколько изменился. В XVIII веке на голову императора возлагали уже не шапку Мономаха, а корону; вместо древних царских одежд с бармами появилась порфира.

РУССКИЙ ПРИДВОРНЫЙ КОСТЮМ

Во время Отечественной войны 1812 года ношение национального костюма было формой выражения патриотизма: «Дамы отказались от французского языка. Многие из них почти все оделись в сарафаны, надели кокошники и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что наряд сей к ним очень пристал, и не скоро с ним расстались». Еще раньше, в 1800-х годах, это было связано с интересом Запада к России вследствие исторических событий, укрепивших авторитет Российского государства в Европе. В царствование Николая I элементы национального костюма входили в парадную женскую одежду для приемов при дворе: «В дни больших праздников и особых торжеств богослужение отправлялось в большой церкви Зимнего дворца: в таких случаях мужчины были в парадной форме, при орденах, а дамы в придворных костюмах, то есть в повойниках и сарафанах с треном, расшитым золотом, производивших очень величественное впечатление».

 АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ ЭПОХИ НИКОЛАЯ ВТОРОГО


Историк Олег Платонов отмечает эпоху конца19-начала 20 в. как эпоху «Русского Возрождения»: «Мощным толчком для национального возрождения в живописи и архитектуре стало «открытие» русской иконы и церковного зодчества, долгое время считавшихся в образованном обществе жалкими подражательными примитивами. После расчистки русских икон и реставрации древних русских церквей стало совершенно очевидно, что речь идет о памятниках искусства мирового значения. Перед взором русских людей открылся целый океан великого искусства Древней Руси, носящего духовный характер. Это открытие резко расширило духовное поле и национально-культурный кругозор деятелей русского искусства. Русские архитекторы эпохи национального возрождения отказываются от буквального использования чисто внешних форм древнего русского зодчества, но творчески развивают его дух и мотивы».

 

ИСТОРИЯ РУССКОГО МУЗЕЯ И ЕГО КОЛЛЕКЦИЙ:

Идея организации государственного музея национального искусства витала в русском обществе с середины 19 века. Именно Императору Александру III  принадлежит мысль создания всенародного музея произведений искусства. В Москве тогда эту роль фактически уже играла Третьяковская галерея, а в Петербурге, столичном городе, такого музея все еще не было.

Задуманное Александром III осуществил его сын , подписав  в 1895 году Высочайший Указ «Об учреждении Русского Музея Императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». В мае 1895 года началась перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций.


Со дня основания музей находился в ведении Министерства Императорского Двора. Николай II предписал Главному Казначейству открыть кредит для музея на содержание Михайловского Дворца. В Положении о музее говорилось, что он основан в память Императора Александра III, «имея целью соединить все, относящееся к Его Личности и истории Его Царствования, и представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России».

Художественное собрание музея также формировалось из разных источников –произведения поступили из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств, от коллекционеров. В собрание музея вошла и личная коллекция Александра III, а Николай II передал в дар музею знаменитую коллекцию князя А.Б.Лобанова-Ростовского, выкупленную им у наследников князя.