Заявка on-line

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Сообщение

Праздник Крещения в Царской России

 

Ко времени принятия Русью христианства, обычай крестить именно в день праздника Крещения практически уже не существовал, но Великое Освящение воды крепко вошло в традицию Восточных Церквей.

В Русской Церкви великое освящение воды совершалось первоначально один раз из-за влияния Студийского устава, а с XIV века, с ведением Иерусалимского устава, два раза. Но окончательный вариант чинопоследования был утвержден при патриархе Иоакиме в 1681 году.

На Руси водосвятие как в Навечерие Богоявления, так и в день праздника совершалось с большой торжественностью и сопровождалось всенародным ликованием. В этот день все, от малого до великого, шли на «Иордань», то есть на реки и озера, где, несмотря на сильные морозы и глубокие снега, совершался чин Великого освящения воды.

Торжественное богослужение начиналось накануне Богоявления. В этот день в Успенском соборе Московского Кремля читались царские часы, соединенные с вечерней и Литургией, после чего совершалось освящение воды. Вечерня, на которой присутствие царя и Патриарха было обязательным, всегда совершалась в Успенском соборе. Во время чтения паремий ставили два стола: один для сосудов с водой и других священных предметов, другой для мощей. На аналое перед ними поставлялась праздничная икона.

По освящении воды, Патриарх прежде принятия антидора трижды пил воду, а затем столько же раз давал испить царю, вельможам и всем людям. По окончании отпуста совершалось омовение чудотворных икон и окропление мощей святой водой.

В сам праздник Крещения совершался Крестный ход на реку при большом стечении народа, а также при участии царя и вельмож. На реке, на месте водосвятия, устанавливался богато украшенный шатер для царя и балдахин для Патриарха. Здесь же к востоку вырубалась крестообразная «Иордань». Шествие к месту водосвятия предваряли стрельцы с оружием общей численностью от 400 до 600 человек. За ними следовало духовенство, начиная с младших, завершалось шествие Патриархом. Затем открывалось «государево шествие». Впереди шли военные чиновники, за ними следовали дворяне, стряпчие и стольники в золотых кафтанах, за которыми шла «стряпня царская» из 12 человек. Они несли одежду государеву, в которую он переодевался на «Иордане».

Достигнув «Иордани», шествие останавливалось и размещалось на льду реки в строгом порядке. Непосредственно у проруби находилось духовенство, царь со своими приближенными и воины. Остальные участники торжества заполняли окрестные берега реки.

И вот наступал долгожданный час Великого освящения воды. Все, от царя до простолюдинов, стояли без головных уборов, несмотря на лютый мороз. По окончании освящения крещенской водой окроплялись царские знамена, после чего Патриарх, почерпнув воды серебряным ведром, отсылал ее «наверх» для окропления икон. При целовании креста первосвятитель окроплял водой царя и его приближенных. По окончании торжества Крестный ход в прежнем порядке возвращался в Успенский собор. На протяжении всего пути Патриарх кропил народ святой водой. Праздник обычно продолжался весь световой день, так что обедать садились при свечах.
Вода, освященная в Навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой Агиасмой, то есть великой святыней, потому что через наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Поэтому эта вода имела важное и обширное употребление у православных христиан различных исторических эпох. Ею окропляли дома верующих в Навечерие и праздник Богоявления; верующие могли употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушали до принятия пищи, заботливо хранили ее в течение года и сегодня благочестивые традиции крепко хранятся и соблюдаются современными православными христианами. Также Церковь ее употребляет при освящении Мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же Богоявленскую воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от причащения Святых Таин или не подготовили себя к принятию их. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных.

В  XVIII  веке крещенское купание в Петербурге было очень популярным. «Люди были абсолютно уверены, что купание в иордани исцелит их от всех болезней и принесет счастье в году, — объясняет краевед, доктор исторических наук Аркадий Васильев. – В иордань окунали даже маленьких детей в сильные морозы. Причем матери сами не купали новорожденных детей – это обязательно должен был сделать представитель церкви».

Накануне Крещения в Петербурге устраивали две иордани – на набережной у Зимнего дворца и около Петропавловской крепости. Вокруг иордани у Зимнего дворца выстраивали большой деревянный павильон. Его украшали позолотой и большими иконами, изображающими Христа, апостолов и Иоанна Крестителя. Над самой иорданью размещали изображение Святого Духа.

http://sanktpeterburg.bezformata.ru/content/image113929267.jpg

«Сейчас даже некоторые священники выходят к иордани, накинув шубу или пуховик. А в то время даже государственные деятели не могли позволить себе в 20-градусный мороз надеть пальто или шинель, головной убор». Известно, что император Александр  I  присутствовал на водоосвящении в одном лишь мундире, а императрица совершала крестный ход в 18-градусный мороз с одной лишь легкой вуалью на голове. Пример с императорской четы брали и обычные жители города.

Праздник состоял из нескольких частей: литургии, крестного хода, водоосвящения, церковного парада и самого погружения в иордань. Уже с самого утра на Дворцовой набережной и на Морских улицах выстраивались полки военных и оркестры. В Зимнем дворце проводилась Литургия для членов царской семьи – она проходила в церкви Спаса Нерукотворного образа. В это время в Зимнем дворце собирались все самые именитые жители города.

Литургия для императора проходила в соборе Зимнего дворца.

После окончания Литургии царская семья, гости и представители духовенства шли Крестным ходом из церкви по Иорданской лестнице на Дворцовую набережную, к иордани.

Водоосвящение в начале  XIX  века проходило на набережной Невы напротив здания Сената и Синода. Таким образом, крестный ход был довольно продолжительным.

Все люди, в том числе и царская семья, шли пешком от Зимнего дворца до Сенатской площади по длинному помосту, выстроенному специально для праздника. Этот помост пролегал через весь Александровский сад. По бокам от шествия следовало шесть тысяч военных. Около иордани военные втыкали в снег знамена, после чего священники начинали молебен. В воду погружали крест. Это действие сопровождалась одновременным выстрелом из сотни пушек с Васильевского острова.

А. Убиган. Водосвятие у Зимнего дворца
В Петербурге, как и во всей России, этот праздник сопровождался особым ритуалом, проводившимся на реках или озерах. В столице таким местом была Нева у Зимнего дворца, напротив Петропавловской крепости. Во льду вырубалась обширная полынья, над ней сооружался временный деревянный храм с широкой террасой и открытой галереей. На террасе священники совершали молебен, а на галерее размещали знамена гвардейских полков. Их приносили для освящения водой из проруби – так называемой Иордани. От «иорданского» подъезда Зимнего дворца к реке и далее по льду строились сходни, и мостики покрывали коврами и украшали флагами и гирляндами. Вдоль них шеренгами стояли гвардейские части в зимней парадной форме, но без шинелей и перчаток – такова была традиция. После Обедни в Зимнем дворце высшее духовенство во главе с митрополитом выходило на Иордань – служить молебен с водосвятием. Затем появлялись сам Император и Великие князья.

 

 

В годы царствования Николая II водосвятие невской Иордани проходило без дам, поскольку в начале января в столице, как правило, стояли знаменитые крещенские морозы. Высший иерарх опускал в воду крест. В это время из пушек Петропавловской крепости и на Стрелке Васильевского острова давали салют 101 залпом. Считалось, что в этот момент вода в проруби мгновенно становилась святой, и все по очереди подходили испить ее, несмотря на то что уже тогда вода в Неве не отличалась чистотой. По совершении водосвятия митрополит окроплял святой водой всех присутствовавших, а также полковые знамена. После этого Император принимал Крещенский парад – мимо него церемониальным маршем проходили войска, присутствовавшие на Иордани.

 


Водосвятие у Грота в Царском Селе

Николай II в дневнике ежегодно фиксировал свое участие в церемонии у Иордани на льду Невы. Во время революции 1905–1907 гг. в целях обеспечения безопасности императора действо церемонии перенесли на пруды охраняемого Царскосельского парка. В январе 1906 г. Николай II записал: «Обошел войска в Церковном зале и затем пошли к обедне. В 12 час. началось шествие к Иордани, которая была устроена у Грота на озере. Погода стояла чудная, тихая и солнечная. Участвовали военно-учебные заведения и Царскосельский гарнизон». После того как революция была подавлена и покончено с политическим террором, действо церемонии вернули на традиционное место – на лед Невы. 6 января 1913 г. Николай II, «окончив утренние бумаги», выехал в Петербург: «Крещенский выход был по-прежнему, но только без дам. На Неве было совсем не холодно, несмотря на 7° мороза».

Если царь жил в Царском Селе, то, по большей части, крещенский (иорданьский) парад происходил перед Екатерининским дворцом, а освящение воды на Большом Птичном озере. С утра солдат 2-го батальона, 4-го Стрелкового, 1-го Стрелкового, Гусарского и Кирасирского полков, а также Сводного и Конвоя, выстраивали в парадной форме, потом вели ко дворцу, откуда крестный ход выходил на Птичное. Иногда в Крещение стоял тридцатиградусный мороз.

 

В наши дни в Петербурге обычно делают несколько иорданей, главная из которых находится у Иоанновского равелина Петропавловской крепости. Каждый год 19 января в нее окунаются несколько тысяч петербуржцев.