Заявка on-line

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Сообщение

Былинная Русь Виктора Васнецова

 

Виктор Михайлович Васнецов (3 [15] мая 1848, село Лопьял, Вятская губерния, Российская империя — 23 июля 1926, Москва, СССР) — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Старший брат художника Аполлинария Васнецова.

Иван Царевич на сером волке, 1889

 


Три богатыря, 1898

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823-1870), происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). В годы учебы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием. По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников. В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии художеств. После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби». В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени. В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877). Позже главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). В конце 1890-х годов все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира). После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917—1926).


Богатырь, 1870


Богатырский скок, 1914


Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем, 1913-18


Бой со змеем поганым


Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле в 1380 году, 1914


Витязь, 1883


Баян, 1880


Баян, 1910


Богатыри, 1898


Бой славян со скифами, 1879


Бой славян со скифами, 1881

Три царевны подземного царства (1881)


Три царевны подземного царства (1884)


В царстве у Кощея Бессмертного (1926-27)


Снегурочка (1899)


Спящая царевна (1900-26)


Царевна у окна (Царевна Несмеяна), 1920


Царевна Несмеяна (1916-26)


Царевна-лягушка (1918)


Иван Царевич на ковре-самолете (1880)


Ковер-самолет. Эскиз, 1926


Ковер-самолет (1919-26)


Сивка-Бурка (1926)


Песня радости и песня печали (1896)


Гамаюн (1898)


Вещий Олег и кудесник


Вещий Олег прощается с конем


Вещий Олег и кости коня (1899)


Тризна по Олегу (1899)


Витязь на распутье (1878)


Витязь на распутье (1882)


Наброски к картине Витязь на распутье (1870)


После побоища Игоря Святославича с половцами (1878)


После побоища Игоря Святославовича с половцами (1880-90)


После побоища Игоря Святославовича с половцами (1880)


Гусляры (1899)

Аленушкин пруд. Эскиз, 1880


Ахтырский пруд. Эскиз, 1880


Аленушкин пруд (Пруд в Ахтырке). Эскиз, 1880


Аленушка. Эскиз, 1880


Аленушка. Эскиз, 1881


Аленушка. Эскиз, 1881


Аленушка. 1881


Иван-царевич и лебедь

Отдых Владимира Мономаха после охоты


Бой Кирибеевича с Калашниковым. 1891


Черновой набросок к образу Ивана Грозного. Нач. 1880-х гг.


Иван Грозный. Набросок, 1884


Иван Грозный, 1897

Палаты царя Берендея, 1885

Заречная слободка Берендеевка. 1885

Подводный терем. 1884