Заявка on-line

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Сообщение

Архитектурный стиль эпохи Николая II

ПОДВОРЬЕ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ:

Николай Второй возвращал в Россию русский национальный стиль.

Подворье Киево-Печерской Лавры — Церковь Успения Богоматери -ныне здесь — Подворье Оптиной пустыни.

1894-1900-е гг.

Василий Антонович Косяков был назначен главным архитектором собора.
Именно он возвёл Морской собор в Кронштадте, а также около 10 церквей в
самом Петербурге и множество храмов в Ленинградской области. Зодчий
также работал в Астрахани, в латвийском городе Лиепая и в Батуми
(Грузия). Ассистентом Косякова был назначен известный архитектор, поляк
по происхождению Бронислав Казимирович Правдзик.

 (525x700, 125Kb)

В 1718 г. для подворья Троице-Сергиевской лавры отвели участок. Затем были куплены 4 соседних участка.

В 1756-1765 гг. участок арендовала Академия наук.

В 1766 г. подвореь епредали Псковской епархии.

В 1874 г. здесь разместилось подворье Киево-Печерской лавры.

Торжественная закладка храма состоялась 15 августа 1895 г. Из-за
необходимости быстрого строительства арх. Василием Косяковым было
принято решение выполнить перекрещивающиеся арки не из кирпича, а единым
пролётом из бетона. Внутри здания было создано подкупольное
пространство без опор на 2000 человек.

Впервые в Санкт-Петербурге при строительстве церкви гладкие части
куполов были облицованы листами алюминия. 14 сортов облицовочного
кирпича поставлялись рижским заводом М. В. Нестерова.

 (700x525, 63Kb)

 (525x700, 140Kb)

 (525x700, 78Kb)

Освящение церкви Успения Пресвятой Богородицы состоялось 18 декабря 1897
г. В 1900 г. возведение храма было завершено, начались отделочные
работы. Через три года была полностью создана церковная роспись.
Предполагается, что в этом принимал участие известный живописец Виктор
Михайлович Васнецов. Иконы же были написаны сёстрами Московского
Новодевичьего монастыря.

 (525x700, 125Kb)

 (525x700, 151Kb)

 (525x700, 73Kb)

В 1935 г. подворье Киево-Печёрской лавры было закрыто, а монахи
арестованы. Долгие годы здание церкви использовалось в качестве склада.

В 1956 г. в храме устроили первый в Ленинграде каток с искусственным
льдом. Именно тогда фрески на стенах побелили, а позже закрасили
масляной краской.

В 1991 г. здание храма было возвращено церкви, передано подворью
Введенской Козельской Оптиной мужской пустыни. С этого времени здесь
ведётся комплексная реставрация.

 (700x525, 143Kb)

 (700x525, 130Kb)

 (525x700, 147Kb)

История возникновения этого храма относится ко времени царствования императрицы Анны Иоанновны. На этом месте (до революции набережная Лейтенанта Шмидта называлась Николаевской) с 1766 года находилось подворье Псково-Печерского Успенского монастыря. В здании подворья на втором этаже была устроена домовая церковь Рождества Христова.

В 1833 году архитектор А.И. Мельников повысил здание и изменил его фасад, внутри была выполнена новая роспись. В 1874 году подворье было куплено Киево-Печерской лаврой. В 1883-1884 годах храм расширили пристройкой и переделали по проекту Н.А. Мельникова. В 1893 году по проекту гражданского инженера А.М. Воробьева на углу здания выстроили часовню.

Замысел нового, трехпридельного храма принадлежал митрополиту Киевскому и Галицкому Флавиану, который пожертвовал на почин 20 тыс. руб. В 1894 году дом был разобран и на его месте в 1895 — 1897 годах по проекту гражданского инженера Василия Косякова при участии инженера Бронислава Правдзика построен нынешний храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом
во имя Всех Печерских Преподобных.

Закладка церкви освящена 15 августа 1895 года архимандритом Феогностом.Освящение главного алтаря с хорами 18 декабря 1897 года осуществил митрополит Киевский Иоанникий. В храме был временно установлен иконостас из прежней подворской церкви. Весь комплекс подворья, включающий также и жилой дом, был закончен в 1900 году. Пятиглавый храм был рассчитан на две тысячи человек.

Своим внешним видом храм, выдержанный в русском стиле, напоминал мемориальную церковь в Борках, возведенную на месте крушения поезда Александра III. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя -радомским песчаником и особым кирпичом. В отделке были использованы 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаика. Новаторство автора проекта проявилось в применении пересекающихся арок,пролетом в 10 саженей, для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Фирма Оловянишникова изготовила печи из красной меди со сквозной резьбой, мастерская Фролова — наружные мозаики храма. Иконы писали сестры столичного Новодевичьего монастыря. Роспись интерьеров
храма в 1902-1903 годах исполнили московские мастера Снегирев,Струнников и Яковлев под руководством академика Ф.А. Соколова. Есть мнение, что в создании настенной росписи участвовал В.М. Васнецов. В храме пребывали иконы старинного письма, переданные из Киево-Печерской лавры.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Храм играет значительную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

После революции Успенский храм стал приходским (настоятель храма -архим. Феогност (Пашков)). С июля 1919 года, до июля 1923 года храм относился к обновленческой церкви; с 11 июля 1923 по 1927 год — к Патриаршей Церкви (настоятель в 1926 г. — архим. Гурий (Егоров В.М.)); в 1928 году стал иосифлянским, с 1929 по январь 1935 год церковь относилась к Патриаршей Церкви (настоятели: 1929 г. — архим. Феодосии (Михайловский Иван Петрович), до 22 авг. 1930 г. — архим. Трифилий (Смага Трофим Арсеньевич) (арестован), 1933 г. — Ладыгин Николай Гермогенович, 1934 — янв. 1935 гг. — архим. Владимир (Кобец Константин Демьянович)).

25 августа 1934 года президиум Леноблисполкома вынес решение о ликвидации храма и использовании его помещения под спортивный зал. 23 января 1935 года Успенская церковь была закрыта. Помещение сначала было приспособлено под склад Ленинградским военным портом. В 1956 году в нем был оборудован крытый каток с искусственным льдом. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону «Успение Божией Матери» передали в Князь-Владимирский собор.

В июне 1991 года по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм Успения Богородицы (бывшее подворье Киево-Печерской лавры) был передан ставропигиальному мужскому монастырю Введенская Оптина Пустынь (Святейший Патриарх Алексий являлся священноархимандритом обители).

В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать литургию в южном приделе. В конце 1993 года в церкви возобновились регулярные богослужения, еще через три года начались работы по восстановлению наружного облика здания и реставрация интерьеров.

В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Восстановление закрашенных масляной краской фресок продолжается по сей день. «В итоге мы получаем некие осколочки старой живописи, которые сохранились. Потом эти осколочки старой живописи промываются, расчищаются аккуратненько. И лишь
потом наносятся на бумагу-кальку», — рассказывает Ярослав Штыренберг, ответственный за проведение реставрационных работ. Следуя этой сложной технологии, с кальки рисунок дорисовывается на планшете. Только после этого восстанавливают фрески.

Сейчас на подворье есть общедоступная библиотека, в которой более 15000 книг, видео- и аудиотека; развивается и расширяется деятельность православного Института религиоведения и церковных искусств, уже четвертый год существующего при подворье. Сейчас в институте обучаются 70 иконописцев, 70 золотошвей, и около 70 учащихся изучают богословские дисциплины. При подворье действует воскресная школа, мастерские, книжная лавка.

Знаменитый мужской хор «Оптина Пустынь» был основан в 1996 году Александром Семеновым по благословению настоятеля Санкт-Петербургского подворья монастыря Оптина Пустынь игумена Ростислава. Этот богослужебный коллектив был призван возрождать традиции древнего монастырского пения: так многие древние певческие рукописи обрели свое второе рождение на клиросе подворья, а впоследствии вошли и в концертные программы хора. Настоятель Подворья — иеромонах Ростислав (Якубовский).

Ежедневно совершается вечернее богослужение в 17-00.

Литургия: в будни и субботы — 9-00 (исповедь — 8-30); в воскресенья и
праздники — 10-00 (исповедь — 9-00). Исповедь также совершается во время
всенощных. Вечерня и утреня служатся без сокращений, с полным
вычитыванием кафизм и пением канонов. Высокопрофессиональный церковный
хор (мужской). Практикуется пение знаменным и другими древними
распевами.

Адрес: 199034, Санкт-Петербург, В.О. наб. Лейтенанта Шмидта, 27а.

Транспорт: ст. метро «Василеостровская»; авт. 128; трл. 10; трм. 37, 63.

Телефон: 8 (812) 323-74-36; 355-74-73; факс: 327-88-09.

 (396x620, 32Kb)

 (620x480, 71Kb)

 (620x423, 43Kb)

 (412x620, 45Kb)

 (403x620, 53Kb)

 (620x558, 65Kb)

 (412x620, 51Kb)

 (520x620, 51Kb)

 (580x554, 66Kb)

 (600x382, 37Kb)

 (600x501, 60Kb)

 (604x438, 66Kb)

 (474x620, 64Kb)

 (640x425, 155Kb)

Санкт-Петербург. Свято-Введенская Оптина пустынь. Подворье. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Купол. Роспись. Фотография.

Восстановленная роспись главного купола Успенской церкви на подворье Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге.